Лагута И.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР

Дети, у которых есть какие-либо особенности психофизического развития (нарушения речи, поведения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальная недостаточность), всегда выделяются наиболее быстрой утомляемостью в своей деятельности, низкой концентрацией внимания, частой отвлекаемостью, неумением сосредотачиваться, малым объемом запоминания. Поэтому в работе с такими детьми применение здоровьесберегающих технологий является необходимым элементом успеха и результата. Кроме того, нужно отметить, что коррекционный процесс (суть которого состоит в развитии различных анализаторных систем человека: зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических и т. д.) имеет широкие возможности для использования здоровьесберегающих технологий именно на материале коррекции, а не просто оторвано от темы и задач занятия, а в тесной связи с достижением желаемых результатов [2, с. 95].

В дефектологии здоровьесберегающие технологии вытекают из понятия «кинезиологии» – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере [4, с. 5].

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблему в различных областях психики. Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т. д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У человека два полушария головного мозга, каждая из них постигает мир своим особым образом.

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя:

  • Растяжки

Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации [4, с. 19].

  • Дыхательные упражнения

Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку предлагается положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы(«надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.). Ритмике организма способствуют прыжки на батуте, езда на лошадях, задержка дыхания во время ныряния. Известно, что задержка дыхания стимулирует работу стволовых   структур   мозга,   которые,   в   свою   очередь,   стимулируютдальнейшее развитие ребенка.

  • Глазодвигательные упражнения

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т. д.), что существенно снижает качество обучения.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях глаз, языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область — черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующих мышление, речь и поведение [4, с. 51].

  • Движение тела и пальцев, или телесные перекрестные упражнения

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается [7]!

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии и их высокой двигательной активности. Миелинизация— процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстро действующие проводящие пути ЦНС. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передач и импульсов в нервной системе. Известно, что дети, которые пропустили жизненноважную стадию развития – ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Серию последовательных движений необходимо проводить от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцами соответственно от коленей к пальцам ног. Регуляция силы мышечного тонуса также может проходить в соответствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и соответственно от мышц бедер к пальцам ног.

Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальным ганглиемлимбической системы и мозжечком [4, с. 34].

  • Упражнения для языка и мышц

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Упражнения подбираются в зависимости от речевого нарушения, и составляется комплекс для каждого конкретного случая. Во время ползания используются перекрестные движения рук, ног, глаз, активизирующие развитие мозолистого тела [1, с. 2].

  • Упражнения для развития мелкой моторики рук

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма, способствуют развитию межполушарного взаимодействия.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения пальцев руки, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения руки, последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на странице).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее).

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это намного облегчит овладение навыком письма [5, с. 3].

  • Упражнения для развития навыков письма и чтения

Целью таких упражнений является развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, способности, памяти, внимания, речи, мышления, устранения дислексии, развитие координации тела, формирование визуального и пространственного восприятия.

  • Коммуникативные упражнения

Они бывают трех типов:

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

Парные упражнения способствуют «открытости»по отношению к партнеру, т. е. способности чувствовать, понимать, принимать его.

Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности [3].

  • Упражнения для развития произвольности

К ним относятся движения, которые осуществляются пословесной команде и должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком. В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

Очень важна четкая, повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием ее развития является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Поочередное выполнение каждым учеником роли лидера повышает степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, контроля над собой и происходящим вокруг. Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами [6].

  • Упражнения   для   релаксации (снятие напряжения)

Они проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

  • Массаж и самомассаж

Коррекционно-развивающая информирующая работа должна включать в себя различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове.

Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и примеров.

Гигиенический массаж (улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, снимает мышечное напряжение на лице, шее, руках; носит профилактический характер):

а) подушечками указательных пальцев рук провести под глазами,

слегка нажимая, от переносицы до ушей (5 раз);

б) правой и левой ладонью провести 7 раз от подбородка в стороны;

в) откройте рот, спрячьте губы, затем слегка их прикусите (5 раз) [8, с. 21].

 

Список литературы

  1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: метод. пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005. – 23 с.
  2. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / В. Варенова. – Минск: «Асар», 2003. – 124 с.
  3. Евдокимова, Н.Н. Малыши играют / Н.Н. Евдокимова.— Минск: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2004. — 6 с.
  4. Васильева, Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии / Л.Ф. Васильева. – М.: ВИС, 2003. – 84 с.
  5. Косинова, Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2007. – 192 с.
  6. Косенюк, P.P. Показатели воспитания, обучения и развития детей от рождения до школы / И.В. Житко, P.P. Косенюк [и др.]. — Минск: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2008. – 132 с.
  7. Литвина, Н.В. Каждый ребёнок — индивидуальность /Н.В. Литвина. — Минск: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2009. – 76 с.
  8. Петрикевич, А.А. Малыш учится говорить / А.А. Петрикевич. — Минск: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2004. — 30 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающего обучения во вспомогательных учреждениях образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>