Фомина О.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Со временем у ребенка накапливается достаточно большой объем знаний о природе, в том числе и о животных.

Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Богатство и точность представлений об окружающем мире у младших школьников отражает их когнитивные возможности, качество обучающих воздействий, мотивационную специфику. Именно поэтому, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является формирование представлений об окружающем мире.

Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления об окружающей действительности позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения природоведческих дисциплин, успешной социализации ребенка в обществе.

Недостатки представлений об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечались в трудах отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). Ученые отмечают узость, бедность, фрагментарность, неточность и неадекватность представлений об окружающей действительности учащихся с интеллектуальной недостаточностью [2].

Исследование, направленное на изучение представлений о животных у младших школьников, проводилось на базе ГУО «Общеобразовательная школа № 20» г. Гродно, ГУО «Вспомогательная школа № 2» г. Гродно. Всего в эксперименте участвовало 28 учеников: 14 учеников с сохранным интеллектом, 14 учеников с интеллектуальной недостаточностью (в соответствии с МКБ -10 характер нарушения обозначен кодом F 70 – умственная отсталость легкой степени).

Полученные результаты, отражающие представления о животных у младших школьников с сохранным интеллектом и с интеллектуальной недостаточностью, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнительная характеристика представлений о животных у младших школьников с сохранным интеллектом и с интеллектуальной недостаточностью

Из рисунка 1 видно, что представления о животных у младших школьников с сохранным интеллектом и с интеллектуальной недостаточностью отличаются существенным образом.

Все младшие школьники с сохранным интеллектом показали хорошие знания по изучаемой теме (уровень сформированности представлений о животных находится на высоком – 78,6 %, выше среднего уровнях – 21,4 %). Дети правильно показывали и называли животных, демонстрировали  достаточно полные, точные, широкие представления о животных. Дети правильно классифицировали животных на группы «дикие» и «домашние», опираясь на существенные признаки.

В то же время лишь 21,4 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью показали знания о животных на уровне выше среднего. Дети правильно показывали, допускали незначительные ошибки в назывании различных животных. При описании перечисляли отдельные, не всегда достоверные, точные факты о жизни животного. При определении вида животного «дикое», «домашнее» ошибок не допускали, опирались на существенные признаки.

Представления остальных детей находились на среднем и низком  уровнях. Средний уровень представлений о животных был выявлен у 57,2 % учеников. Младшие школьники правильно показывали, однако допускали ошибки в назывании некоторых из предложенных животных. Описывали лишь отдельные, наиболее известные факты из жизни животных. Испытывали значительные трудности при рассказе о животном, нуждались в наводящих вопросах. При определении вида животного допускали ошибки, не могли обосновать или использовали несущественные признаки при разделении животных на группы «дикие», «домашние».

Низкий уровень знаний о животных показали 21,4 % учащихся. Дети из данной группы правильно показывали и называли некоторых животных, не могли самостоятельно описать животное, определить его вид. Помощь взрослого не принимали.

Таким образом, на основании полученных данных можно судить о том, что представления о животных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью фрагментарные, неполные, бедные. Дети затрудняются в назывании животных, описании их с опорой на карту-схему, у детей нет достаточно четкой дифференциации животных на группы «дикие» и «домашние», дети при этом используют несущественные признаки.

Таким образом, представления о животных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отличаются от представлений, имеющихся у младших школьников с сохранным интеллектом, и имеют ряд общих черт:

  • фрагментарные, неполные, неточные представления о животных;
  • отсутствие взаимосвязанного комплекса представлений о животном мире;
  • трудности дифференциации животных на группы «дикие», «домашние»;
  • наибольшие трудности при описании пользы животных и правильном назывании детенышей животных;

Знание данных особенностей позволит лучше организовать учебный процесс для детей с интеллектуальной недостаточностью с учетом их познавательных, возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Список литературы

  1. Матвеева, Н.В. Состояние представлений о живом мире у умственно отсталых школьников младшего возраста / Н.В. Матвеева // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 28–32.
  2. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>