Лой Г.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в высоко профессиональном типе учителя – творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, навыками коррекционной работы с трудными и педагогически запущенными детьми. В рамках государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования подчеркивается, что выпускник ссуза должен быть готов к профессиональной педагогической деятельности. Он должен обладать системой психолого-педагогических основ профессиональной деятельности, знать специфику деятельности учителя в начальной школе, психологические особенности детей и подростков, методы психолого-педагогической диагностики и коррекции развития и воспитания младших школьников; владеть информацией о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятных влияний социальной среды. Каждый выпускник должен уметь оказывать социальную помощь и поддержку учащимся, создавать психологически комфортную среду для развития младших школьников в условиях детского коллектива [1].

Одним словом, каждый учитель общеобразовательной школы должен быть готов не только к профессионально-педагогической деятельности с обычными школьниками, но и к коррекционно-педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. Учитель общеобразовательной школы является ключевой фигурой в учебно-воспитательном процессе и коррекционно-педагогической деятельности. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями. Подбирает и применяет конкретные методы и приемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков в развитии и поведении детей. В последнее время проблема общения и взаимодействия  с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной.

Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по «Интернету» или играют в компьютерные игры [2].

Если в былые годы “трудными детьми” становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». «Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становится жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны воспитателя и детей.

Среди важнейших коррекционных умений для учителя начальной школы, работающего с учащимися, которые имеют отклонения в развитии и поведении следует отметить:

  • умение увидеть отклонения в поведении ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;
  • провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;
  • планировать отдельные виды коррекционной работы;
  • критически оценивать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации научную и научно-педагогическую информацию;
  • отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, диагностики, коррекции, компенсации;
  • создавать коррекционные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта;
  • формировать положительную мотивацию участия в коррекционной работе у детей с недостатками в развитии и воспитывать у них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;
  • выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи в их социальной адаптации;
  • определять результативность коррекционной работы во всех средах и на всех этапах педагогической деятельности; перестраивать свою профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с ситуациях.

Как свидетельствуют результаты проведенных исследований, от 47 % до 70 % учителей начальных классов испытывают трудности в организации воспитательной и коррекционной работы с различными категориями детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Они не умеют установить контакт с ребенком, наладить доверительные отношения с ним. Им трудно управлять воспитательной ситуацией, у них замедленная реакция в принятии решений на нарушение поведения ребенком. Они не умеют находить нестандартные приемы в решении воспитательных задач. Им трудно организовать и провести коррекционную работу с подростками, имеющими отклонениями в развитии и поведении [3]. По нашему мнению, избежать этого поможет введение в образовательный процесс для учащихся педагогических специальностей факультатива «Коррекционная педагогика» для опережающего образования будущего специалиста, подготовки его к работе с детьми разного уровня развития и воспитания.

В процессе факультативных занятий создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования основ профессионального мастерства учителя.

Они знакомятся с методологическими основами коррекционной педагогики, изучают причины, следствия и признаки отклоняющегося поведения и методики его выявления, общие и специальные методы коррекционной работы. Важной задачей факультативных занятий является изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей, знакомство с кругом их интересов и увлечений. Учащиеся получают задания: в ходе педагогической практики, опираясь на психолого-педагогические знания, диагностировать степень дезадаптации 2-3 учеников класса. Для этого они должны, выбрав объекты наблюдения, составить программу, вести записи в дневнике. Учащиеся используют разнообразные методы: беседы с детьми и учителями, анализ школьной документации, анализ работ учащихся (сочинения, рисунки, поделки), наблюдения, посещения учащихся на дому и беседы с родителями, проведение диагностик отклоняющего поведения и др. Полученные данные учащиеся сопоставляют, анализируют, дают оценку влиянию тех или иных факторов.

Таким образом, с одной стороны, выполнение учащимися конкретных исследовательских заданий способствует углублению и расширению их знаний в области превентивной и коррекционной работы с «трудными» детьми, а с другой. определению методов руководства этой исследовательской работой, изучению путей развития творческих способностей, педагогических умений и навыков будущего учителя.

На факультативных занятиях, которые рассматриваются нами как важное звено в профессиональной педагогической подготовке учащихся, мы стремимся сформировать у них интерес к предстоящей самостоятельной воспитательной работе, убедить в необходимости вести постоянный поиск эффективных форм и методов коррекционной работы с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении.

 

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-01 02 01 «Начальное образование» (РД РБ 02100.4.007-2003). – Минск, 2010. – С. 13-15.
  2. Каленникова, Т.Г Подготовка будущего педагога к работе с «трудными детьми»/ Т.Г. Каленникова // Веснік адукацьі. – 2006. – № 6. – С. 33-38.
  3. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: Асадема, 2001. – 327 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>