Приоритетной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции: способности организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Коммуникативная компетентность целенаправленно формируется через разнообразные приемы, формы и методы работы. Для того, чтобы сделать процесс обучения иностранному языку активным, эффективным, интенсивным и результативным, необходимо искать новые подходы и применять такие активные методы обучения ИЯ, которые бы активизировали мыслительную деятельность обучаемых, совершенствовали навыки иноязычного общения, мобилизовали внимание, память, воображение. Одним из методических приёмов, относящихся к группе активных методов обучения практическому владению ИЯ является игра, ролевая игра в частности.
Игра выполняет различные функции:
• Коммуникативную – установление межличностных контактов;
• Обучающую – формирование и развитие навыков владения ИЯ в конкретных ситуациях общения;
• Развивающую – гармоничное развитие личностных качеств;
• Релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• Компенсаторную – приближение учебной деятельности к условиям владения ИЯ в реальной ситуации. РИ даёт возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его.
• Ориентирующую—ориентирует на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Общеизвестно, что процесс обучения ИЯ осуществляется вне языковой среды, далеко от реального функционирования изучаемых языка и культуры. Реальные условия, которые необходимы для общения по определенной тематике не всегда существуют на занятии. Поэтому необходимо создание искусственной среды, максимально приближенной к естественной. Именно игровой метод обеспечивает создание такой атмосферы, в которой создается психологическая готовность обучаемых к речевому общению, происходит тренировка и применение речевых высказываний, характерных для данной ситуации. Цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Во время проведения игр ученики проявляют самостоятельность в решении речемыслительных задач, максимально мобилизуют речевые навыки, таким образом, совершенствуют спонтанную речь. Именно возможность использования языка для достижения коммуникативных целей будет иметь ценность.
Ролевая игра, игра-драматизация не обладают жесткой структурированностью, она дает возможность учащимся понять и изучить учебную тему с различных позиций. В такой игре все равны, она посильна всем, даже тем, кто имеет не совсем прочные знания в языке и по этой причине боится принимать участие в дискуссии по какой-либо проблеме. Игра же раскрепощает, привносит атмосферу радости и увлеченности, снижает боязнь ошибок, помогает преодолеть чувство стеснения и дискомфорта. Более слабые в языковой подготовке ученики, часто, будучи более артистичными, компенсируют свое недостаточное владение языком экстралингвистическими средствами и выглядят достойно на фоне других членов коллектива. Это приносит чувство удовлетворения от результата своей деятельности и стимул совершенствоваться.
Доверительность и непринуждённость общения учителя и учащихся, возникшие благодаря использованию игрового метода, в дальнейшем располагают к серьёзному обсуждению любых реальных ситуаций, связанных с актуальными проблемами
Игра используется для решения комплексных задач, где активизируются не только речевые умения, творческие способности, но и развиваются коллективные формы общения, где устанавливаются межличностные контакты, и вместе с тем совершенствуются навыки и умения владения ИЯ.
Ещё одним эффективным способом активизации процесса обучения ИЯ является использование проблемного метода.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, человеческой психики, в частности, мышления и интереса, формируемых именно в проблемных ситуациях.
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель постоянно размышляет, рассуждает, дискутирует с представителями других точек зрения, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства и обоснования проблемы. Такие занятия превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу, открывают возможности для творческого сотрудничества учителя с учащимися.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации—проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
В теории проблемного обучения ведётся давний спор о соотношении понятий «тема» и «проблема». Тема очерчивает какую-либо предметно-понятийную область знания и, конкретизируясь, распадается на ряд проблем. Так, например, тема «Еда. Питание» может быть представлена такими проблемами как «Здоровое и полноценное питание. Каким оно должно быть?», «Система быстрого питания: за и против?», «Национальная кухня—визитная карточка страны», «Правила поведения за столом: прошлое или настоящее?», «Вегетарианство», «О пользе и вреде диет» и т.д.
В рамках «проблемы» создаётся проблемная ситуация, решение которой неоднозначно. Например, при изучении темы «Семья» предлагается решить проблему «Нужно ли сохранять брак ради детей?» или «Все ли усыновлённые дети имеют шанс на счастье?», «Родители и подростки. Как избежать конфликта?» Ответ может быть двояким. Каждый из них должен быть аргументирован с позиции говорящего (обучаемого). Это и есть проблемная ситуация, как специфический вид мыслительного взаимодействия субъекта и изучаемого объекта.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создаёт проблемную ситуацию и направляет учащихся на её решение, организуя поиск этого решения.
Существуют разнообразные методические приёмы создания проблемных ситуаций:
• учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• сталкивает противоречия практической деятельности;
• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• предлагает рассмотреть проблему с различных позиций;
• побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты;
• ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);
Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты:
• самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности;
• высокий интерес к учебному труду;
• развитие продуктивного мышления;
• прочные и действенные результаты обучения.
К недостаткам следует отнести:
• недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;
• трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;
• риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися
Хочется отметить, что для эффективного обсуждения той или иной проблемы следует заранее: предложить обучаемым подготовить возможные вопросы друг другу по теме обсуждения; определить правила ведения обсуждения: организационный момент, этические нормы, обязанность всех использовать речевые клише, определить средний объём (количество предложений) речевых высказываний, аргументированность высказываний и т.д.
Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы.
Проблемный метод обучения развивает творческую активность обучаемых, включая умения: а) вести дискуссию; б) слушать и слышать собеседника; в) отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; г) находить компромисс с собеседником; д) лаконично излагать свою мысль; е) находить не одно, а много вариантов решения проблемы.
Таким образом, активные методы обучения, в частности игрового и проблемного, при обучении иностранному языку активизируют умственную деятельность и речевые умения учащихся, улучшают их коммуникативные навыки, создают условия равенства в речевом партнёрстве, повышают познавательную мотивацию, делая процесс обучения иностранному языку более разнообразным и эффективным и максимально приближая его к естественной коммуникации.
Применяемые активные методы позволяют создать у учащихся желание и стремление к изучению ИЯ, развивают творчество, инициативу и готовность к общению.
Список литературы
- Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Минск, Тетра Системс. – 2003. – С.25-36.
- Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.А. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2004 – №2 – С.66 – 68.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко //Проблемное обучение — М.: Народное образование, 1998. — С. 61-65.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пасов. — М.: Просвещение, 1991. — С.222-226.