Обязательным условием формирования профессиональной компетентности учащихся является развитие коммуникативной компетенции, что отражено в государственных образовательных стандартах. Коммуникативная компетенция предусматривает формирование лингвистической (языковой), социокультурной, прагматической, общеучебной и компенсаторной компетенций. Современные образовательные технологии обучения способствуют решению поставленной задачи[1].
Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя иностранного языка по обучению общению является дискуссия.
Это особая форма сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность[2].
Дискуссия позволяет включать учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
Умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, лаконично излагать свою мысль, умение слушать и слышать оппонента – важные умения, необходимые для формирования коммуникативной и социокультурной компетенций.
Дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которую на уроках иностранного языка можно достичь благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке:
• Любую мысль можно высказать без боязни (учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут не достаточно глубоким и т. д.).
• Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше.
• Высказанные идеи разрешается комбинировать как угодно, а также видоизменять, т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися.
Для того чтобы вызвать у учащихся желание говорить стараюсь из объема надуманных и безжизненных тем учебника выбирать те, которые наиболее интересны учащимся, вызывают у них желание общаться, содержат наиболее жизненные ситуации. Например, обсуждая в 9 классе здоровый образ жизни, предлагаю учащимся следующие темы для дискуссии: «Курение в общественных местах должно быть запрещено», «Современный человек и привычки питания». Тема «Школа» позволяет затронуть проблемы, связанные не только с учебой и предметами, но и взаимоотношения с учителями, сверстниками, родителями, вопросы, связанные с уверенностью в себе и своих силах, и другие проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в 8 классе. При создании на уроке дружелюбной, доверительной атмосферы, учащиеся раскрываются и говорят о своих проблемах, переживаниях, дают советы на иностранном языке. Таким образом, такие дискуссии сближают ребят, помогают раскрыться, может быть, найти поддержку. И к тому же, они понимают, что иностранный язык – это действительно средство общения, которым они могут пользоваться для выражения своих мыслей и чувств. А следовательно и мотивация к изучению иностранного языка тоже будет выше.
Эти темы становятся коммуникативным ядром последующей совместной речемыслительной деятельности.
Учитель всегда дает учащимся возможность высказать и аргументировать свою точку зрения, какой бы абсурдной она ни казалась. Особенно успешно это осуществляется на уроках диспутах, тематику для которых учитель выбирает вместе с учащимися. Особый интерес у учащихся вызвали дебаты на следующие темы: «Интернет – это зло», «Детям нужно разрешить работать официально с 12 лет», «Дневник – это анахронизм», «Шестой школьный день должен быть отменен» и другие темы, когда учащиеся одной группы доказывали определенное утверждение, а учащиеся другой его опровергали.
Формы проведения подобного рода дискуссии учитель варьирует от простого обсуждения интересующей учащихся проблемы до серьезной пресс-конференции по экологическим проблемам.
Очень часто итоговыми занятиями являются дискуссии по проблемам определенной тематики. Например, в рамках изучения темы «Выбор профессии», дискуссии проводятся по следующим темам: 1) Профессия учителя – это не мужская профессия; 2) В будущем компьютеры заменят школьных учителей; 3) Обучение иностранному языку в школе бессмысленно и т.д. Учащиеся самостоятельно готовят аргументы. Как правило, они разделяются на две группы (малые группы сотрудничества – примерно по 5 человек в группе), которые отстаивают противоположные точки зрения по выбранной проблеме. Сначала учащиеся предварительно проводят обсуждение в малых группах и только потом проводится общая дискуссия.
Для успешного проведения такого вида работы (дискуссии) необходимо провести подготовительную работу: научить учащихся умению вести беседу, выбирать убедительные аргументы. На предварительном этапе используется метод мозговой атаки. Все предложения учащихся по данной проблеме (без обсуждения) выписываются на доску, а затем обсуждаются всей группой. Если аргументация кажется достаточно убедительной, то аргумент принимается для дальнейшего обсуждения, если нет – то вычеркивается.
Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Итог по обсуждению каждого вопроса подводит учащийся, который на основе того, что сказано, должен либо примирить группы, либо сделать вывод по поводу того, чьи аргументы были более весомыми, конечно, эту роль может сыграть и учитель.
Довольно интересными являются дискуссии в мини-группах. На примере темы “Экология”. Группа делится на 4 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы:
I этап: каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения: 1) Экология души: стоит ли говорить об этом сегодня? Что это такое? 2) Экология и цивилизация: возможна ли гармония между ними? Есть ли какие-то точки соприкосновения? 3) Если бы вы были членом правительства, какие бы меры вы приняли для улучшения существующей ситуации в стране? 4) Экология будущего: ваши предположения и размышления (примерно 5-6 минут на обсуждение).
II этап: лидеры каждой мини-группы берут свои задания и переходят в другие мини-группы, чтобы обсудить предложенную проблему с ними, т.е. каждая мини-группа должна обсудить все четыре проблемы и предложить своё резюме (по шесть минут на каждую, 24 минуты).
III этап: лидеры групп возвращаются и рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы другими группами (примерно 3 – 4 мин.);
IV этап: учащиеся составляют итоговое резюме (каждый член мини-группы – своё, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения.
Приведенные примеры свидетельствуют, что дискуссия на уроках иностранного языка подчинена главной цели – достижению всестороннего и глубокого раскрытия обсуждаемых вопросов.
В целом работа учителя направлена на развитие личности учащихся. Она дает большие перспективы на самореализацию и раскрытие творческого потенциала учащихся посредством иностранного языка.
Список литературы
- Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2006. – №2. – С. 18–22.
- Андреасян, И.М. Учение в сотрудничестве как приоритетная технология обучения школьников английскому языку / И.М. Андреасян // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2008. – №3. – С. 23–29.
- Бабинская, П.К. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку/ П.К. Бабинская// Замежныямовыў Рэспубліцы Беларусь. – Минск, 2010. – №4. – С. 3-7.
- Баклашкина, М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе / М.В. Баклашкина // Иностранные языки в школе. – 2009. – №1. – С.8; №3. – С. 9–17.
- Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, // Иностранные языки в школе. – 2000. – №4. – С. 9–15; №5. – С. 17–22.