В современном мире умение общаться, или коммуникативная компетентность, является одним из важнейших компонентов всестороннего формирования и развития личности младшего школьника. Образовательные стандарты включают в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целостного педагогического процесса, но и ориентированы на становление личности младшего школьника и включают такие личностные характеристики как умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Роль общения в учебном процессе отмечалась неоднократно. Речевая деятельность при усвоении знаний помогает ученику оценивать себя с точки зрения партнеров по общению, т.е. правильности, точности, ясности и понятности речи для окружающих. Более того, современное демократическое общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы уже на первых ступенях образовательного процесса. Также одним из важнейших принципов организации учебного процесса в современной начальной школе является реализация идеи коммуникативно-деятельностного подхода, при котором педагог в учебных целях создает ситуацию, нуждающуюся в обсуждении. Для того, чтобы участвовать в обсуждениях поставленной проблемы ученику необходимо обладать рядом интеллектуальных качеств: иметь большой словарный запас, читать с высоким уровнем понимания, правильно формулировать и решать проблемы, уметь думать, прежде, чем совершить действие, проявлять интерес к окружающему миру, чувствительность к потребностям других людей и честность по отношению к другим и самому себе. Таким образом, необходимо отметить тот факт, что речевая способность младших школьников тесным образом связана с интеллектом.
В психолого-педагогической литературе встречаются большой число дефиниций понятия «интеллект». Зачастую психологи расходятся при определении интеллекта, т. к. склонны высоко оценить те интеллектуальные качества, которые являются незаменимыми при достижении научных целей, – в их число входит способность к анализу фактов и построению логических цепочек – и недооценивать те качества, которые не находят незамедлительного применения для решения вопросов, например чувствительность и интуицию.
В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:
1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели» характеризует интеллект как совокупность тех или иных способностей. Основываясь на данный подход Говарл Гарднер популяризировал идею так называемого «многостороннего интеллекта» и определил семь типов интеллекта и, с некоторой степенью вероятности, каждый из которых характеризует определенные способности личности.
Так одним из первых был описан вербально-лингвистический интеллект, который отвечает за языковые способности и характеризуется использованием языковых средств, рассуждений, приведение примеров из других областей. Вербально-лингвистические способности являются общепринятым критерием для оценки ума и составляют существенную часть любого теста на IQ.
Терстоун (1938 г.) в свою очередь с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.
Таким образом, вербальная гибкость (умение аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения), вербальное восприятие (умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы) и способность к рассуждению (умение комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку) входят в понимание коммуникативной компетентности, определенные ФГОС второго поколения, которые обобщая данные характеристики определяют коммуникативную компетентность как способность личности к речевому общению и умению слушать.
В настоящее время коммуникативную компетентность рассматривают как одну из ключевых в процессе всестороннего формирования и развития личности младшего школьника.
Во-первых, она влияет на учебную успешность: в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками происходит обмен информации, которую впоследствии младший школьник использует для построения логически правильного ответа на вопрос или выполнение задания. Также, если ученик испытывает вербальные трудности при ответе на вопрос, такой опыт может негативно сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетентность представляет целостную систему психических и поведенческих характеристик младшего школьника, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре выделяют следующие компоненты:
• когнитивный, который образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Актуальным и наиболее доступным для младшего школьника являются знания о самом себе и других людях и в некоторой степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.
• ценностно-смысловой характеризует ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Формирование нравственных ценностей, таких как самоуважения, уважения мнения другого человека в младшем школьном возрасте не только облегчает, “разрешает” общение, но и делает его впоследствии более этичным.
• личностный образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации (застенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, либо наоборот уверенность, оптимизм, доброжелательности и уважении к людям).
• эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника.
• поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.
Таким образом, характеризуя коммуникативную компетентность как индивидуальную способность личности организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения, необходимо отметить, что интеллектуальное развитие и возможность общаться тесно взаимосвязаны и зависят от закономерностей и принципов школьного процесса обучения, адекватного современным социально-образовательным условиям.
Список литературы
- Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений // Управление начальной школой, Москва, 2010, № 9, с.28 – 34
- Дивненко, О. В. Формирование коммуникативной компетентности: теоретико-методологические основы/ О.В. Дивненко. – Москва: ИМСГС, 2004. – 114с.
- Мостова О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников.[Текст] // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. – № 6. – С.52-55
- Столяренко Людмила Дмитриевна ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Издание третье, переработанное и дополненное «Феникс» Ростов-на-Дону 2000
- Сухарев В. А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер,1997.
- Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта: – Мн.: ООО «Попурри»,2004.
- Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс], режим доступа: www.koiro.edu.ru. – Дата доступа: 09.12.2010
- Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 1997.