Отличительной чертой современного общества является стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и на их основе глобальных компьютерных сетей. Особое место в этом процессе принадлежит Интернету, который стал неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Именно Интернет смог объединить миллионы людей, живущих в разных странах, сократить географические расстояния и убрать преграды для общения в различных областях науки, культуры, образования. Глобальная компьютерная сеть привлекает студенческую молодёжь не только как удобный и почти всегда доступный источник разнообразных сведений, но, прежде всего, как среда общения, сфера игровой и созидательной деятельности.
Однако социокультурная среда Интернет имеет ряд существенных отличительных особенностей, которые не могут не оказывать влияние на личность молодого человека в процессе её социализации. Ценностные ориентации студенческой молодёжи находятся в процессе формирования и требуют определенного времени для обретения устойчивости, в связи с чем, испытывают большую зависимость от различных внешних факторов, к числу которых можно отнести специфические социокультурные особенности Интернет-коммуникаций.
Впервые идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х – начале 70-х годов XX столетия в работах японских исследователей Ю. Хаяши, И. Масуды. Затем концепция информационного общества получила свое развитие в трудах таких ученых, как Д. Белл, П. Дракер, М. Постер, М. Кастельс, Т. Стоуньер, Элвин и Хейди Тоффлер и др.
В отечественной литературе различные аспекты информационного общества проанализированы в трудах О.Н. Вершинской, П.С. Гуревича, А.Д. Елякова, Ю.Б. Кашлева, И.Н. Курносова, И.С. Мелюхина, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, А.Д. Урсула, Д.С. Черешкина, А.А. Чернова, Е.С. Шершнева и др.
Так как сейчас в Беларуси происходят существенные социокультурные изменения в условиях становления информационного общества, возрастает актуальность исследования процессов Интернет-общения студенческой молодёжи, которая даёт возможность прогнозирования социокультурных последствий объективного процесса информатизации, охватывающего все сферы жизнедеятельности людей.
Многие исследователи относят Интернет к новым средствам коммуникации, выдвигая в качестве аргумента большие объемы циркулирующей в глобальной компьютерной сети информации, а также относительно большую аудиторию. Однако отметим, что Интернет имеет четко выраженные специфические особенности, его развитие – это самостоятельное направление в мире информационно-коммуникационных технологий. Он воплощает и синтезирует преимущества многих предшествующих средств массовой коммуникации, во многом преодолевая их технологическую и социальную ограниченность. Различные аспекты функционирования глобальной компьютерной сети Интернет проанализированы в исследованиях Ю.Д. Бабаевой, Р. Барта, М. Бэнкса, Ф.И. Гиренюк, Т.М. Дридзе, И.П. Ильина, Т.Х. Керимова, И.Г. Корсунцева, А.Н. Кочетова, М.М. Кузнецова, Н.А. Носова, В.П. Терина, А.Р. Шабалина, У. Эко и др.
По сравнению с реальным социальным окружением Интернет обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить не только многообразие источников информации, но также множественность социальных групп и социальных норм [1]. Глобальная компьютерная сеть стала почвой для появления так называемого киберпространства, а в нем – сообществ людей с некими общими интересами.
Общие особенности общения в Интернете:
1. В коммуникации в Интернете теряют свое значение общепринятые невербальные средства общения.
Как уже было сказано, при общении в реальной жизни мы постоянно анализируем не только текстовую составляющую беседы, но и множество других факторов. Совсем другое дело – общение виртуальное. Во время разговора по аське или переписки в чате мы не видим выражения лица собеседника и не слышим его интонации. В некоторых случаях это создает определенные проблемы, затрудняющие понимание сообщаемой нам информации. Нередки ситуации, когда содержание электронного письма или смс может быть истолковано двояко. Единственной подсказкой для выяснения правильного смысла сообщения в этом случае могут стать невербальные средства передачи информации.
А раз эти средства были необходимы, они просто не могли не появиться. И официальной датой их возникновения считается 19 сентября 1982 года. Этот день признан днем рождения первого в мире смайлика – улыбающейся рожицы, состоящей из скобки, знака дефиса и двоеточия. А отцом этого символа принято считать Скотта Фалмана, предложившего использовать указанное сочетание знаков для обозначения улыбки при переписке по сети.
С появлением первого смайлика общение по Интернету стало намного более комфортным. Теперь у людей появилась возможность обмениваться не только текстовой информацией, но и в простой и удобной форме выражать свои эмоции во время переписки в чатах и мессенджерах. А со временем появилось множество новых смайликов различных типов – как статичных, так и анимированных. Кстати говоря, сегодня для обмена ими можно обойтись без компьютера.
2. Анонимность:
«в Интернете легче вести серьезный разговор»;
«в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно — все равно не видно, как ты обижаешься»;
«в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше».
3. Важное следствие анонимности — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору.
4. Особый «Интернет-язык».
При общении в Интернете студенты часто используют сокращения, символы, коверкают слова и даже придумывают новые. Например, слово смех заменяют на лол, вообще – ваще, незнаю – хз, сейчас-ща и т.д. Пропадает эмоциональность. Часто в онлайн-общении если не поставить в конце фразы скобку, что обозначает улыбку, твою шутку может не понять собеседник или подумать даже, что ты зол на него.
Обыденные пользователи Интернета активно используют жаргонную лексику. К таким жаргонным наименованиям относятся те, которые выполняют номинативную функцию: глюк, глючить, тормозить, скачать, зависать, оф(ф)лайн, онлайн.
Исследование Е.Е. Матюшенко, посвященное изучению фонетизации письма молодежных сетевых журналов, продемонстрировало наличие элементов ОРФО-арта [2]. Это явление заключается в том, что при сохранении фонетического облика нарушаются орфографические нормы русского языка [3]:
а) написание «-(ц)ца» в глаголах: «А тебе понравица: призы, тусычи, мегатонны новых людей и звезды, которых можно будет потрогать» (Молоток. 2003. № 47. С. 2); «Разве они могут взять и в один прекрасный день (в этот день, кстати, МОЛОТУ исполница четыре года) обрушиться на головы тех, кто об этом мечтал?» (Молоток. 2003. № 45. С. 2);
б) озвончение глухих согласных в абсолютном конце слова («Современная церковь. – Отец, я согрешил. – Красавчег» (Молоток. 2008. № 8. С. 29);
в) оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова («И действительно, “Пятниццо. Антология фольклора рунета” – первая книга, в которой собраны наиболее яркие примеры онлайнового юмора: самые значимые интернет-шутки и интернет-персонажи (креведко, медвед, и ктулху), прикольные картинки, видеоролики и в целом идеи, которые передавались по ссылкам и назывались “креатифф”»(Молоток. 2008. № 10. С. 38);
г) замена буквы «а» в абсолютном конце слова в окончаниях существительных («Поправишь здоровье – звони, брюнетко» (Bravo. 2010. № 15. С. 45).
Отметим, что в повседневном реальном общении молодые люди используют интернетовские сокращения, и речь становится не литературной, даже не разговорной (в общепринятом значении этого понятия), а клиповосокращенной. И это одна из глобальных проблем функционирования русского языка [4].
Разумеется, Интернет будет развиваться не только в техническом плане, но он все больше будет представлять среду для существования, осуществления привычных действий, реализации потребностей, которые в принцип не имеют отношения к технологиям, – общение, потребление как информационное, так и материальное (покупки), развлечение и т.п.
И всё же реальное общение на свежем воздухе под пение птиц и разговоры на истинно русском языке – это так прекрасно. Не нужно убивать язык или заменять его на интернетовский. Если есть возможность встретиться с человеком лично, то почему бы это не сделать? Увидеть его смех или улыбку, а не скомпонованные знаки препинания, обозначающие эмоции. Прикоснуться к человеку, обнять, поговорить.
Список литературы
- Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю. Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. – 348 с. – Режим доступа: http://www.ksu.ru. Дата доступа: 24.03.2012 г.
- Матюшенко, Е.Е. Динамика функционирования средств сетевой коммуникации в молодежных журналах / Е.Е. Матюшенко // Posted March 6th, 2012. – Выпуск №1.
- Шаповалова, Н.Г. ОРФО-арт как пример карнавального общения в виртуальной реальности / Н.Г. Шаповалова // Филологические этюды. – Саратов, 2008. – С. 292-293.
- Кавинкина, И.Н. Влияние Интернет-коммуникации на культуру письменной речи молодежи / И.Н. Кавинкина, Д.И. Наумович // Намінатыўныя і функцыянальныя аспекты вывучэння мовы і маўленчай дзейнасці ў школе і ВНУ: мат-лы рэсп. навук.-метад. канф., Брэст, 28 красавіка 2011 г. – Брест, Альтернатива, 2011. – С. 52 – 55. – Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/cgi-bin/lib.cgi/