Волкова Е.А. НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ «ШКОЛЬНОГО» ЗДОРОВЬЯ ДОКТОРА БАЗАРНОГО

 

Великий педагог-просветитель Генрих Песталоцци уже в 1805 г. оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит своеобразное «удушение» развития де­тей, «убийство» их здоровья. И это открытие было сделано в эпоху, когда родители были здоровы, рожали здоровых детей, когда люди ели чистую пищу, пили совершенно чистую воду, дышали чис­тым воздухом. Школьные программы в те годы не были перегружены, а в школах работали воспи­татели в широком понимании этого слова.

Одна из главнейших обязанностей государства – дать нормальное образование и воспитать здо­ровое поколение, или, как мы говорим, вложить в «здоровое тело здоровый дух». Но наша официальная педагогика продолжает свое разрушительное действие, направленное против конкретного человека и против общества в целом. Продолжается разделение детей на особо одаренных, умственно отста­лых и всех остальных. При этом забывается то, что человек биологически неповторим.

Академик Владимир Филиппович Базарный (г. Сергиев Посад Московской обл.), врач-окулист по специальности, посмотрел на проблему нездоровья детей через оптическую систему их глаз. Он уста­новил причинную зависимость многих заболеваний от условий и состояния развитости сенсорной чув­ствительности детей, в которой главенствующее положение занимает зрительный анализатор [1].

Базарный доказал, «что переключение зрительного анализатора из сигнально-поисковой систе­мы в пространстве в орган зрительного труда во многом научно не организовано». В дошкольном учреждении продолжительное время тело ребенка «жестко закреплено», отсюда можно предста­вить, каким он будет через 10-12 лет. Ситуацию усложняет сам учитель, наказывая ребят за то, что они вертятся, оборачиваются к соседям. И это вовсе не желание школьника набедокурить, а есте­ственная его потребность в движении. Да и как не отвлекаться, если доказано, что первые призна­ки утомления при таком фиксированном положении тела наступают на 5-6 минуте. В течение остального времени над ребенком совершается насилие, что в итоге приводит к нарушениям не­рвно-психической сферы. Сидение за партой, столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой уже на 20 минуте вызывает признаки стенокардии. Дополним, что длитель­ное пребывание в данной позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диаф­рагмы, а все это вместе создает условия для патологического развития самого сердца [2]. Теперь ясен ответ на мучающий всех вопрос: «Откуда у нас так много людей с заболеваниями сердечно­сосудистой системы?»

«Пространство, – говорит В. Ф. Базарный, – это высшая свобода моторики». А как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка учебного дидактического мате­риала. Можно использовать деревянные планки, подвешенные в четырех углах класса. Не на дос­ке, а именно на планках располагаются дидактические материалы. Предъявляемый дидактичес­кий материал может быть маленьких размеров (раньше запрещалось его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Опыт убеждает, что по методу «зрительных горизонтов» целесообразно проводить занятия, ко­торые проводятся, как правило, в режиме ближнего зрения. Это обучение детей простейшим арифметическим действи­ям, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры, ознакомление с предметами ближайшего окружения, с природой и т. д.

Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда.

Какие же ориентиры используются?

1. Разного рода траектории (рис. 1), по которым дети «бегают» глазами. Например, на боль­шом листе бумаги изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.

2. Офтальмотренажер. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы. Серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников. Световое табло, расположенное в четырех углах класса (кабинета) под потолком, включается м помощью пульта, управляемого учителем. Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактике близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.

3. «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка.

4. Специальный тренажер, расположенный на потолке или на одной из стен класса (рис. 2).

Кроме того, используются на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психо­аналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается пол­ностью, и он может отказаться от очков [3].

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем опре­деленную точку, следить за вращением этой точки сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4. Закрыть ладонями глаза и повторить все упражнения в той последовательности, которая описа­на выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, а ладони не должны пропускать свет.

Суть методики Базарного заключается не в принуждении, а в добровольности. С чего начинает­ся обучение по этой системе? Прежде всего, с учебы в режиме «стоя за конторкой». Чтобы осуще­ствить более плавный переход на этот режим, за одним и тем же столом один ученик работает сидя, другой рядом – стоя. Через 15 минут ученики меняются местами.

Работа за конторкой стоя – это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой сис­темы, а также близорукости. Классы, функционирующие в предложенном режиме, отличаются по интерьеру от обычной классной комнаты. Здесь столы (парты) расположены веером, амфитеат­ром, вразброс. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или лечь на ковер. Педагог ему замечание не сделает.  По методике Базарного признаки усталости наступают лишь на 21-24 минуте!

Все виды названных приемов желательно чередовать как можно чаще. Все это говорит о том, что есть возможность обучать, сохраняя здоровье.

рисунок 1

 

Список цитируемых источников:

  1. Базарный, В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. – Сергиев Посад, 2004.
  2. Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского форума с международным участием в 3-х частях. – М.: Ключ, 2005 г. Часть 3. В. Ф. Базарный О трагических последствиях смешанного (бесполового) воспитания и обучения в школах.
  3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
Запись опубликована в рубрике 2013, Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>