Одним из основных критериев готовности к обучению в школе является полноценное развитие речи. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина [1], Г.А. Тумаковой [2] и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками. Следовательно, своевременное выявление фонетико-фонематического недоразвития помогает корригировать речевую функцию и способствует подготовке детей к усвоению программы общеобразовательной школы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие может провоцировать возникновение психологических особенностей: стеснительность, замкнутость, нерешительность, а также проявляться в чертах общего и речевого поведения, что приводит к речевой и психологической инактивности. Старшие дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием начинают осознавать недостатки своей речи, что негативно влияет на эмоционально-психическое состояние ребенка и нередко ведет к осложнениям при общении. Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи, что может провоцировать возникновение вторичных нарушений.
Таким образом, проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста приобрела особую актуальность.
Эмпирическое исследование особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе дошкольного учреждения «Ивенецкого ясли-сад». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Обследование состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей проводилось по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной [3]. При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в следующих фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах – прямых, обратных, со стечением согласных; в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова); во фразах; в спонтанной речи.
Выявление особенностей фонематического восприятия включало выполнение трех заданий:
Задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.
Задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.
Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух – трех слогов.
Задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.
При подборе лексического материала для проведения обследования соблюдались следующие требования:
• насыщенность лексического материала заданным звуком;
• разнообразие лексического материала;
• включение слов с оппозиционными звуками;
• включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
При обследовании состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагались сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.
Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей.
Анализ результатов исследования особенностей нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в исследуемой нами группе показал, что наиболее трудными в произношении для детей оказываются твердые свистящие: [с], [з]. Для свистящих характерно межзубное произношение (у 6 детей), реже встречается губно-зубное произношение. Анализируя пары свистящих, мы определили, что в большей степени нарушается звук [з'] – у 7 человек, а нарушение произношения звука [с'] встречается у 2 человек. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж]. Дети заменяют шипящие искаженными свистящими. Некоторые ребята имеют межзубное произношение звука [ж].
Среди аффрикат чаще страдает произношение звука [ц] – 5 человек, нарушение произношения [ч] отмечается у 4 ребят. Звук [ц] – заменяется на [с'] (2 человека) или искаженное [с], а звук [ч] заменяют на [т'].
Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения межзубного ламбдацизма или звук [л] заменяют на [j]. Среди расстройств произношения звука [р] является искажение велярного произношения. Заднеязычные [г] и [к] заменяют на [т] и [д], у 4 детей заднеязычные звуки отсутствуют.
Твердые звуки у старших дошкольников нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково: если глухой свистящий звук [с] имеет межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет межзубное произношение (у 7 детей).
Полученные результаты представим наглядно (рисунок 1.1).
Исследование показало, что нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста зависит от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова.
Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. Наибольшие трудности вызывали почти у всех ребят по схеме С Г С и Г С Г. Это видно из профиля нарушения звуков, представленном на рисунке 1.2.
Так, у некоторых детей отмечается во время произношения вялая артикуляция, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой.
У троих ребят артикуляция неотрегулирована, язык чрезмерно сближается с твердым небом и отклоняется в сторону, кончик проходит в межзубную щель, а корень излишне приподнимается к мягкому небу, вследствие чего возникает искажение (шипящие и свистящие сигматизмы).
Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.
У двух детей корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опущенное на дно полости рта, во время произнесения остается неподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р].
В ходе констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки, которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка:
• 37,5 % детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
• у 62,5 % детей, кроме того, имеют место нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук). В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость – чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше их в восприятии.
Наиболее часто наблюдается следующие нарушения восприятия (рисунок 1.3):
• аффрикат [ц] – 87,5 % и [ч] – 87,5 %, что связано как с артикуляционными, так и с акустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило, эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков, входящих в их состав ([ц] – как [т] или [с], [ч] как – [т’]);
• 75 % детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков [ш] – [ш’:];
• 37,5 % детей имеют нарушение восприятия [р] – [л];
• 75 % детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости–глухости;
• у 37,5 % детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у–ю (йу воспринимают как у), а-я (йа как а), о–ё (йо как о).
На основании представленных результатов можно сделать вывод, что у детей данной группы выявлены следующие фонетико-фонематические нарушения:
• шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки;
• нарушение заднеязычных звуков выражено в меньшей степени;
• присутствует нарушение двух и более фонетических групп звуков;
• наблюдается межзубное произношение переднеязычных звуков [л], [с], [з];
• выявлено смягчение согласных звуков;
• присутствует искажённое произношение одного или нескольких звуков, ребёнок может искаженно произносить 2–4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп;
• нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
• в некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость – чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше их в восприятии.
Таким образом, в результате исследования нами подтверждена гипотеза о том, что особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста проявляются в нарушениях звукопроизношения и фонематического восприятия, при этом данные нарушения носят полиморфный характер, что выражается в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещение) дефектах.
Список литературы
1. Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова. – М.: Просвещение, 1983. – 123 с.
2. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А. Тумакова. – М.: Академия, 1991. – 285 с.
3. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Школьная Пресса, 2003. – 32 с.