Гелашвили Т.Г. Использование элементов развивающего обучения в традиционной системе обучения

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
Одним из эффективных путей развития потенциальных возможностей школьников является использование элементов развивающего обучения. Остановимся на таком направлении развивающего обучения, как образовательная система Эльконина-Давыдова.
Главное отличие развивающего обучения, по Эльконину-Давыдову, от традиционного состоит в различном понимании целей обучения. Поскольку цель определяет средства ее достижения, различия проявляются в структурировании содержания учебного предмета, в использовании методов обучения, форм учебной деятельности. Принципиальные отличия между системами показаны в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения по Эльконину-Давыдову

Параметры Традиционное обучение Развивающее обучение
Цель обучения Усвоение знаний, умений, навыков Общее развитие школьника
Методы обучения Объяснительно-иллюстрированные (методы сообщения готовых знаний) Деятельностно-развивающие (методы исследования)
Учитель Дает знания Организатор исследовательской деятельности
Ученик Объект обучения Активный участник обучения

Параметры    Традиционное обучение    Развивающее обучение
Цель обучения    Усвоение знаний, умений, навыков    Общее развитие школьника
Методы обучения    Объяснительно-иллюстрированные (методы сообщения готовых знаний)    Деятельностно-развивающие (методы исследования)
Учитель    Дает знания     Организатор исследовательской деятельности
Ученик    Объект обучения    Активный участник обучения

Если в традиционной системе целью обучения является усвоение знаний, умений и навыков, то в системе развивающего обучения, по Эльконину-Давыдову – общее развитие школьников, т.е. развитие ума, воли и чувств, что, в конечном счете, направлено на формирование личности учащихся.
При традиционном обучении чаще всего используются объяснительно-иллюстративные методы, т.е. методы сообщения учащимся готовых знаний. При развивающем обучении по Эльконину-Давыдову преобладают деятельностно-развивающие методы, когда знания не даются в готовом виде, а учитель организует учащихся на их добывание, открытие.
Учитель в системе традиционного обучения – дающий знания, а ученик – объект обучения. В системе развивающего обучения, по Эльконину-Давыдову учитель является организатором исследовательской деятельности учащихся, а школьники – активными участниками обучения.
Организовать урок по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова сложно. Необходимо прогнозирование нескольких возможных вариантов развития событий в зависимости от уровня понимания учебного материала и готовности к его осмыслению. Именно поэтому учитель должен быть готов к любому непредвиденному повороту урока, который может обеспечить развитие каждого учащегося в соответствии с уровнем его обучаемости и обученности.
В.В. Репкин выделил следующие этапы работы учителя на уроке по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова:
1. Создание «Ситуации успеха». Работа учащихся с известными фактами, понятиями, законами и теориями, объясняющими рассматриваемый объект, процесс или явление с использованием знакомых способов деятельности. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.
2. Самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом), прежде чем перейти к новому. Форма организации этого момента урока – дело учителя. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет: а) учителю впоследствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка; б) ребенку впоследствии оценить отношение к своему прошлому взгляду на вещи.
3. Ситуация «разрыва». Появление новых (неизвестных) фактов и понятий, решение которых известными способами деятельности в данный момент невозможно, хотя потребность в деятельности очевидна. Результатом этой фазы урока является определение границы использования старых способов действий и формулировка новой задачи. Хорошо, если удается сразу оформить эту задачу знаково-символическими средствами (это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов ее решения.)
4. Решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Этот этап может быть коротким, а может быть длинным – до конца урока с продолжением на следующем. Поисковая работа в групповом или коллективно-распределённом взаимодействии. Новый способ фиксируется в модельной форме.
5. Рефлексия. Учащиеся сами оценивают свою работу и работу своих одноклассников [1, с.65–66].
Можно предположить, что использование элементов развивающего обучения по Эльконину-Давыдову в традиционной системе обучения значительно повысит результативность уроков, поможет сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, способности к содержательному анализу и содержательному планированию, развить творческий потенциал, воображение учащегося.
Для того чтобы определить эффективность использования элементов системы Эльконина-Давыдова на уроках русского языка , мы запланировали проведение экспериментальной работы. Базой исследования выбрана Козловщинская средняя школа Дятловского района Гродненской области. В экспериментальной работе будут участвовать два класса: 3 «А» (контрольный класс) и 3 «Б» (экспериментальный класс). В 3 «А» классе учащиеся будут заниматься по традиционной системе обучения, а в 3 «Б» будет проведено несколько уроков по теме «Имя существительное» с использованием элементов развивающего обучения. После этого учащимся 3 «А» и 3 «Б» классов будет предложена самостоятельная работа с целью определения уровня знаний по теме «Имя существительное».
Обработав результаты самостоятельных работ учащихся третьих классов, можно будет говорить о целесообразности включения элементов развивающей системы Эльконина-Давыдова в организацию традиционного урока.

Список литературы

1.    Репкин, В.В. Развивающее обучение: теория и практика: статьи / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1997. – 288 с.

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>