Речевая деятельность всегда связана с общением, в процессе которого происходит обмен информацией. Чтобы этот обмен был как можно более эффективен, поскольку от степени его успешности зависит решение каких-либо поставленных коммуникативных задач, каждой из сторон необходимо соблюдать требования речевого этикета.
В самом общем смысле речевой этикет – это совокупность различного рода норм и требований к оформлению высказываний и их уместности в различных ситуациях.
В каждом языке существуют свои средства, отвечающие нравственным нормам и особенностям жизни того или иного народа. В русском языке они представляют целую систему единиц языка и речи, сложившуюся в течение многих веков и обеспечивающую возможность общения в различных речевых ситуациях. Эта система представляет собой множество устойчивых оборотов, выражений, формул общения, которые закреплены в сознании носителей языка. Элементы этой системы представлены на различных уровнях языка.
На уровне лексики и фразеологии это могут быть:
• отдельные лексические единицы слова и устойчивые выражения (спасибо, пожалуйста, прошу прощения, извините, до свидания и т. п.);
• устойчивые формы обращения (господин, товарищ и т. п.).
На грамматическом уровне обычно имеет место:
• использование форм множественного числа глаголов при обращении к одному человеку (здесь же употребление местоимения Вы);
• использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не подскажете, где здесь почта?)
На стилистическом уровне: требования грамотной, культурной речи; использование вместо грубых, резких слов, называющих непристойные объекты, эвфемизмов.
Важнейшей чертой общения, а следовательно, и особенностью речевого этикета, является его ситуативность, поскольку любого рода общение всегда происходит в неких условиях, сложившихся случайным образом либо созданных целенаправленно, искусственным путем. Таким образом, при любом акте общения правомерно говорить о наличии сложившейся речевой ситуации, характеризующейся присущими исключительно ей характеристиками. Речевая ситуация – совокупность всех обстоятельств, в которых реализуется общение [1, с. 46].
Воспитывать культуру речевого общения в человеке нужно, начиная с раннего детства. Мама учит годовалого малыша махать рукой при прощании. Ребенку 2-3 лет объясняют, что нужно здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста» и т. п. Этот процесс продолжается и в дошкольном учреждении. Со временем нормы речевого этикета становятся привычными. Но с каждым годом ребенок вовлекается во все большее число речевых ситуаций. Это уже не только приветствие, прощание, благодарность, просьба, но и извинение, поздравление, комплимент, разговор по телефону, несогласие с мнением собеседника, отказ, приглашение и др. Поэтому, на наш взгляд, обучение нормам речевого этикета должно носить непрерывный характер.
При обучении формулам речевого этикета рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучения этикетным фразам и репликам являются разного рода упражнения, например:
• составьте с приведенными ниже словами словосочетания, предложения;
• представьте, что прошло 20 лет после окончания школы. Вы встретили своего одноклассника. Какой можно составить из предложенных слов и выражений диалог?
В [2] мы предложили программу факультативных занятий по речевому этикету для учащихся начальных классов. Программа рассчитана на 11 часов и включает в себя занятия по темам:
- Что такое этикет. Уровни общения, которые мы выбираем.
- Без чего не обойдется ни один разговор (формулы приветствия и прощания).
- Разрешите представиться… (формулы знакомства со сверстниками и взрослыми).
- Волшебные слова (формулы, выражающие просьбу и благодарность).
- Извините меня (речевое поведение в ситуации извинения).
- Приходите в гости. Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник (формулы приглашения, поздравления, пожелания).
- У меня зазвонил телефон (нормы поведения в ситуации разговора по телефону).
- Обращение и привлечение внимания (речевые формулы обращения к знакомым и незнакомым сверстникам и взрослым).
- Как правильно спорить, отстаивая свою точку зрения, и оставаться вежливым.
10. Давайте говорить друг другу комплименты.
11. Итоговое занятие.
Опишем возможное содержание 2-х занятий по темам из предложенного выше перечня: «Как правильно спорить, отстаивая свою точку зрения, и оставаться вежливым» и «У меня зазвонил телефон». Проведенное нами исследование уровня знаний и умений по речевому этикету на базе 2-ого класса СШ №1 г. Мосты в 2011 г показало, что именно в этих ситуациях учащиеся зачастую не знают и / или не используют формулы, соответствующие нормам речевого этикета.
Тема «Как правильно спорить, отстаивая свою точку зрения, и оставаться вежливым».
Цель: формировать умение вежливо отстаивать своё мнение в споре; знакомить с основными правилами речевого этикета.
Круглый стол: анализ стихотворений В. Лунина «Кот и собака», А. Кузнецовой «Подружки». Обсуждение вопроса: Чем отличается спор от ссоры?
Тест. Примерные вопросы:
- Катя – Ане: «спорим, у меня больше компьютерных игр, чем у тебя!». Аня: «Зачем спорить? Это не имеет никакого значения…».
КТО из девочек вел себя правильно?
А) Аня
Б) Катя
В) Никто
- Если твоя одноклассница утвержает, что подлежащее и сказуемое – это части речи, что ты можешь сказать?
А) Извини, но ты ошибаешься, это члены предложения.
Б) Глупости!
В) Ты ничего не понимаешь в русском языке.
Обогащение словарного запаса. Знакомство с формулами речевого этикета согласия и несогласия с мнением собеседника. Например: Вне всякого сомнения… Ты права… Договорились… Конечно… Я так и предполагала и др. – формулы согласия; Конечно, нет… Я так не думаю… Я иного мнения… Я считаю, что… и др. – формулы несогласия.
Работа в группах. Орфографическая разминка.
Много бранился, а д…бра не добился.
Всякая ссора кр…сна миром.
Худое м…лчание лучше доброго ворч…ния.
Тема «У меня зазвонил телефон».
Цель: формировать умения разговаривать по телефону в соответствии с нормами речевого этикета.
Чтение стихотворения К. Чуковского «У меня зазвонил телефон».
Предварительная беседа: Как нужно начинать разговор по телефону? Можно ли звонить без дела? До которого часа можно звонить? С чего начать разговор по телефону? Что говорят, когда снимают трубку? Как поступить, если на уроке зазвонил ваш мобильный телефон? и др.
Советы тетушки Совы:
• Разговаривая по телефону, надо быть вежливым и кратким.
• Не забудьте ответить на приветствия и представиться.
• Невежливо начинать разговор с вопросов.
• Ошиблись номером – ответьте звонящему вежливо.
• Если вы заняты, когда вам звонят, извинитесь, и скажите, что перезвоните.
• Отключайте звук мобильных телефонов на уроках, во время посещений музеев, кинотеатров, театров и т. п.
Разыгрывание ситуаций:
- Позвонить маме (папе) на работу и пригласить ее к телефону.
- Позвонить в кассу кинотеатра, узнать, какой сегодня будет фильм, во сколько начинается сеанс, сколько будет стоить билет.
- Позвонить в кассу автовокзала, узнать, во сколько отправляется последний автобус до Гродно.
- Позвонить однокласснику домой, узнать, что задано по русскому языку (трубку снимет мама одноклассника).
- Ответить по мобильному телефону во время поездки в транспорте.
- Вызвать «скорую помощь».
Орфографическая разминка. Работа с пословицей: Слово не вор…бей, выл…тит – не поймаеш…
Таким образом, обучение речевому этикету – это непрерывный процесс, так как, взрослея, ребенок сталкивается с все более возрастающим количеством речевых ситуаций, в которых он не всегда знает, как правильно себя вести. Одним из способов обучения речевому этикету являются факультативные занятия по русскому языку, на которых в занимательной форме можно знакомить ребят с правилами речевого этикета, формировать умения использовать формулы русского речевого этикета.
Список литературы
1. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989.
2. Краснова, И.К. Обучение речевому этикету в начальной школе (разработка программы факультативных занятий) // Сайт Респ. науч. Интернет-конф. «MediaLex-2012», Брест, 14 марта 2012 г. / УО «Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина». [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://medialex.ucoz.ru/2012/KrasnovaIK.htm. – Дата доступа: 14.03.2012.