Поскина И.К. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Речевая деятельность всегда связана с общением, в процессе которого происходит обмен информацией. Чтобы этот обмен был как можно более эффективен, поскольку от степени его успешности зависит решение каких-либо поставленных коммуникативных задач, каждой из сторон необходимо соблюдать требования речевого этикета.

В самом общем смысле речевой этикет – это совокупность различного рода норм и требований к оформлению высказываний и их уместности в различных ситуациях.

В каждом языке существуют свои средства, отвечающие нравственным нормам и особенностям жизни того или иного народа. В русском языке они представляют целую систему единиц языка и речи, сложившуюся в течение многих веков и обеспечивающую возможность общения в различных речевых ситуациях. Эта система представляет собой множество устойчивых оборотов, выражений, формул общения, которые закреплены в сознании носителей языка. Элементы этой системы представлены на различных уровнях языка.

На уровне лексики и фразеологии это могут быть:

• отдельные лексические единицы слова и устойчивые выражения (спасибо, пожалуйста, прошу прощения, извините, до свидания и т. п.);

• устойчивые формы обращения (господин, товарищ и т. п.).

На грамматическом уровне обычно имеет место:

• использование форм множественного числа глаголов при обращении к одному человеку (здесь же употребление местоимения Вы);

• использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не подскажете, где здесь почта?)

На стилистическом уровне: требования грамотной, культурной речи; использование вместо грубых, резких слов, называющих непристойные объекты, эвфемизмов.

Важнейшей чертой общения, а следовательно, и особенностью речевого этикета, является его ситуативность, поскольку любого рода общение всегда происходит в неких условиях, сложившихся случайным образом либо созданных целенаправленно, искусственным путем. Таким образом, при любом акте общения правомерно говорить о наличии сложившейся речевой ситуации, характеризующейся присущими исключительно ей характеристиками. Речевая ситуация – совокупность всех обстоятельств, в которых реализуется общение [1, с. 46].

Воспитывать культуру речевого общения в человеке нужно, начиная с раннего детства. Мама учит годовалого малыша махать рукой при прощании. Ребенку 2-3 лет объясняют, что нужно здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста» и т. п. Этот процесс продолжается и в дошкольном учреждении. Со временем нормы речевого этикета становятся привычными. Но с каждым годом ребенок вовлекается во все большее число речевых ситуаций. Это уже не только приветствие, прощание, благодарность, просьба, но и извинение, поздравление, комплимент, разговор по телефону, несогласие с мнением собеседника, отказ, приглашение и др. Поэтому, на наш взгляд, обучение нормам речевого этикета должно носить непрерывный характер.

При обучении формулам речевого этикета рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучения этикетным фразам и репликам являются разного рода упражнения, например:

• составьте с приведенными ниже словами словосочетания, предложения;

• представьте, что прошло 20 лет после окончания школы. Вы встретили своего одноклассника. Какой можно составить из предложенных слов и выражений диалог?

В [2] мы предложили программу факультативных занятий по речевому этикету для учащихся начальных классов. Программа рассчитана на 11 часов и включает в себя занятия по темам:

  1. Что такое этикет. Уровни общения, которые мы выбираем.
  2. Без чего не обойдется ни один разговор (формулы приветствия и прощания).
  3. Разрешите представиться… (формулы знакомства со сверстниками и взрослыми).
  4. Волшебные слова (формулы, выражающие просьбу и благодарность).
  5. Извините меня (речевое поведение в ситуации извинения).
  6. Приходите в гости. Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник (формулы приглашения, поздравления, пожелания).
  7. У меня зазвонил телефон (нормы поведения в ситуации разговора по телефону).
  8. Обращение и привлечение внимания (речевые формулы обращения к знакомым и незнакомым сверстникам и взрослым).
  9. Как правильно спорить, отстаивая свою точку зрения, и оставаться вежливым.

10. Давайте говорить друг другу комплименты.

11. Итоговое занятие.

Опишем возможное содержание 2-х занятий по темам из предложенного выше перечня: «Как правильно спорить, отстаивая свою точку зрения, и оставаться вежливым» и «У меня зазвонил телефон». Проведенное нами исследование уровня знаний и умений по речевому этикету на базе 2-ого класса СШ №1 г. Мосты в 2011 г показало, что именно в этих ситуациях учащиеся зачастую не знают и / или не используют формулы, соответствующие нормам речевого этикета.

Тема «Как правильно спорить, отстаивая свою точку зрения, и оставаться вежливым».

Цель: формировать умение вежливо отстаивать своё мнение в споре; знакомить с основными правилами речевого этикета.

Круглый стол: анализ стихотворений В. Лунина «Кот и собака», А. Кузнецовой «Подружки». Обсуждение вопроса: Чем отличается спор от ссоры?

Тест. Примерные вопросы:

  1. Катя – Ане: «спорим, у меня больше компьютерных игр, чем у тебя!». Аня: «Зачем спорить? Это не имеет никакого значения…».

КТО из девочек вел себя правильно?

А) Аня

Б) Катя

В) Никто

  1. Если твоя одноклассница утвержает, что подлежащее и сказуемое – это части речи, что ты можешь сказать?

А) Извини, но ты ошибаешься, это члены предложения.

Б) Глупости!

В) Ты ничего не понимаешь в русском языке.

Обогащение словарного запаса. Знакомство с формулами речевого этикета согласия и несогласия с мнением собеседника. Например: Вне всякого сомнения… Ты права… Договорились… Конечно… Я так и предполагала и др. – формулы согласия; Конечно, нет… Я так не думаю… Я иного мнения… Я считаю, что… и др. – формулы несогласия.

Работа в группах. Орфографическая разминка.

Много бранился, а д…бра не добился.

Всякая ссора кр…сна миром.

Худое м…лчание лучше доброго ворч…ния.

Тема «У меня зазвонил телефон».

Цель: формировать умения разговаривать по телефону в соответствии с нормами речевого этикета.

Чтение стихотворения К. Чуковского «У меня зазвонил телефон».

Предварительная беседа: Как нужно начинать разговор по телефону? Можно ли звонить без дела? До которого часа можно звонить? С чего начать разговор по телефону? Что говорят, когда снимают трубку? Как поступить, если на уроке зазвонил ваш мобильный телефон? и др.

Советы тетушки Совы:

• Разговаривая по телефону, надо быть вежливым и кратким.

• Не забудьте ответить на приветствия и представиться.

• Невежливо начинать разговор с вопросов.

• Ошиблись номером – ответьте звонящему вежливо.

• Если вы заняты, когда вам звонят, извинитесь, и скажите, что перезвоните.

• Отключайте звук мобильных телефонов на уроках, во время посещений музеев, кинотеатров, театров и т. п.

Разыгрывание ситуаций:

  1. Позвонить маме (папе) на работу и пригласить ее к телефону.
  2. Позвонить в кассу кинотеатра, узнать, какой сегодня будет фильм, во сколько начинается сеанс, сколько будет стоить билет.
  3. Позвонить в кассу автовокзала, узнать, во сколько отправляется последний автобус до Гродно.
  4. Позвонить однокласснику домой, узнать, что задано по русскому языку (трубку снимет мама одноклассника).
  5. Ответить по мобильному телефону во время поездки в транспорте.
  6. Вызвать «скорую помощь».

Орфографическая разминка. Работа с пословицей: Слово не вор…бей, выл…тит – не поймаеш…

Таким образом, обучение речевому этикету – это непрерывный процесс, так как, взрослея, ребенок сталкивается с все более возрастающим количеством речевых ситуаций, в которых он не всегда знает, как правильно себя вести. Одним из способов обучения речевому этикету являются факультативные занятия по русскому языку, на которых в занимательной форме можно знакомить ребят с правилами речевого этикета, формировать умения использовать формулы русского речевого этикета.

 

Список литературы

1. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989.

2. Краснова, И.К. Обучение речевому этикету в начальной школе (разработка программы факультативных занятий) // Сайт Респ. науч. Интернет-конф. «MediaLex-2012», Брест, 14 марта 2012 г. / УО «Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина». [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://medialex.ucoz.ru/2012/KrasnovaIK.htm. – Дата доступа: 14.03.2012.

Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>