Акопян Н.И. Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Формирование навыков игрового поведения у дошкольников предполагает прежде всего развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, воспитание умения играть со сверстниками. Необходимо постепенно переходить от предметно-игровых действий к обучению детей сюжетной игре.

Важным является воспитание умения принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли. При этом надо учитывать ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра – основа для развития функции замещения, необходимой для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.
Благодаря развитию у дошкольника навыков игрового поведения, развиваются и формируются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Необходимо отметить, что игра развивает речь, воображение, способствует социализации ребенка в среду сверстников, тренирует мышление, внимание, память. Игровая деятельность оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка. Осваивая игру, ребенок постепенно познает новые ситуации. Игра – это база для овладения последующих возрастных ведущих видов деятельности.
Особенно важным является формирование игровой деятельности у ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую их игровая деятельность не выполняет роль ведущей деятельности. Основные трудности отмечаются в освоении и развитии сюжетно-ролевой игры. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно овладеть ею. Для того чтобы ребенок не остался на этапе простых манипуляций с игрушками, необходимо специальное обучение. Оно осуществляется непосредственно в условиях проведения специально организованных родителями или педагогом занятий. Только после этого полученные навыки могут быть перенесены в свободную деятельность детей. Проблемой формирования навыков игрового поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью занимались В.И. Смирнова, Л.Б. Баряева, Н.Д. Соколова, А.П. Усова, С.Л. Новоселова и др. Для организации коррекционно-развивающей работы необходимо всестороннее изучение особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В связи с этим была обозначена цель нашего исследования – изучить особенности игровой деятельности детей 4-5 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование было проведено на базе ГУО «Специальный ясли-сад № 1 г. Гродно для детей с особенностями психофизического развития». В экспериментальную группу вошли дети 4-5 лет с интеллектуальной недостаточностью легкой и умеренной степени.
Обследование игровой деятельности проводилось с опорой на следующие критерии: наличие интереса к игрушкам, содержание игровых действий, сопровождение игры речью, продолжительность игры, средства, используемые для взаимодействия с партнером по игре, устойчивость игровых объединений, эмоциональные реакции во время игры, проявления творчества в игре [1].
Исследование игровой деятельности проводилось на основе следующих модифицированных игр: «Опиши предмет»; «Фотограф»; «Птички»; «Прокати мяч»; «Зеркало»; «Построим дом» [2].
Первые четыре игры были проведены при непосредственном включении исследователя. Дошкольники следовали четкой инструкции и правилам игры. Игры «Зеркало» и «Построим дом» проводились без включения исследователя, но по его предварительной инструкции. Все данные были внесены в протоколы, где записывались также результаты наблюдений за дошкольниками.
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о низком уровне игровой деятельности детей 4-5 лет с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из результатов проведенного исследования, всех детей можно условно разделить на три группы:
Первая группа (42 %) – это дошкольники, которые принимали активное участие в игре, старались выполнять инструкцию, были увлечены игрой, проявляли элементы творчества в игре. Речью игру практически не сопровождали, но использовали вокализации и отдельные обращения к игрушкам. Дошкольники этой группы лучше шли на контакт с экспериментатором. Сложным видом игры была для них парная игра. Дети предпочитали играть в одиночестве. Игры этих детей характеризовались большей продолжительностью и устойчивостью. Дети в основном выполняли отдельные сюжетные действия, выражали чувство радости и удовольствия во время игры, иногда вносили новые элементы в хорошо заученный сюжет игры.
Вторая группа (29 %) – это дошкольники, которые проявляли осторожность при попытке включить их в игру, самостоятельно не проявляли инициативу вступить в контакт с экспериментатором и другими детьми. Речь у этих детей отсутствовала. Могут выражать эмоции с помощью элементарных вокализаций и мимики. Характерна игра в одиночку. Другие дошкольники не воспринимались ими как потенциальные партнеры по игре. Дети играли в течение короткого времени, после чего теряли всякий интерес к используемым игрушкам. Характерно было выполнение отдельных игровых действий, не связанных между собой. Дети иногда выражали чувство удовольствия от игры.
Третья группа (29 %) – это дошкольники, которые сторонились любых попыток включить их в игру. Характерно было отстраненное поведение. Речь полностью отсутствовала. Эмоции эти дошкольники не выражали. Присутствовал наблюдательный интерес за игрой сверстников, за их поведением и речью. Дошкольники данной группы на протяжении всего исследования играли в одиночестве отдельно от всех, но агрессии или другого неадекватного поведения не проявляли. Характерно выполнение отдельных предметно-игровых действий, которые не вызывали частого чувства удовольствия от игры.
Наблюдение за игровой деятельностью детей 4-5 лет с интеллектуальной недостаточностью позволили выделить следующие ее особенности:
    преобладание одиночных игр;
    отсутствие или обедненность речевого сопровождения игры;
    выполнение отдельных сюжетных действий;
    для большинства детей характерно наличие трудностей проявления эмоций в игре;
    непродолжительность игры;
    отсутствие возможности самостоятельного выполнения заданных игровых действий.
Полученные результаты изучения игровой деятельности позволили выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с интеллектуальной недостаточностью:
•    развитие мышления в игре;
•    формирование целостного восприятия предметов в игре;
•    развитие моторики в игре;
•    развитие внимания в игре;
•    формирование межличностного взаимодействия в игре;
•    обучение элементам совместной игры.

Список литературы

1.    Роль игры в воспитании дошкольника [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http: // www. i. deti. ru /. – Дата доступа: 27.10.2009.
2.    Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.

Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающего обучения во вспомогательных учреждениях образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>