Сегодник И.Е. Основные направления подготовки старших дошкольников к обучению письму

Одна из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. В старшем дошкольном возрасте ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но, чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать в старших группах детского сада [1, c. 19].

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются:
- технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движения руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма;
- графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке;
- орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил [2, c. 20].
У старших дошкольников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статическим нагрузкам, нервная регуляция движения является несовершенной. В результате этого руки ребенка быстро устают, утомляет и однообразная работа. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходима именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения навыками письма, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости [3, c. 184]. В этом и заключается актуальность проблемы по подготовке старших дошкольников
К обучению письму.
Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести подготовительную работу, которая включает:
1)    гимнастику пальцев и кистей рук;
2)    ориентирование на месте бумаги;
3)    формирование элементарных графических навыков [4, c. 128].
Эта работа осуществляется в следующих направлениях:
1) развитие руки;
2) подготовка к технике письма;
3) формирование элементарных графических умений.
Остановимся подробнее на содержательной стороне каждого из направлений.
Целесообразно каждое занятие по подготовке к обучению письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы активизировать мелкую моторику рук для умелого пользования письменными принадлежностями. Обязательно используется образ показа воспитателем. Для установления положения «ще-поти» можно научить пальчиковым играм типа «Посолим суп», «Курочки клюют зёрнышки», проводить упражнения с карандашом «Покрути карандашом двумя-тремя пальцами». Формированию правильного распределения мышечной нагрузки способствуют игра «Мозайка», конструкторы, большие и маленькие картинки из пазлов. Для развития мелкой моторики рук можно использовать игры с мелким материалом (крупой, бусинками, пуговицами и т.д.), задания на выкладывание силуэтов различных предметов. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется усвоению приемов вырезывания, для которых широко применяется показ способов вырезывания. При обучении силуэтному вырезыванию можно использовать прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть предмет в воздухе» способствуют игры: «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» и др.
Таким образом, выполняя пальцами различные упражнения, старшие дошкольники достигают хорошего развития мелкой моторики рук, в результате чего кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма [2, с. 67].
Чтобы старший дошкольник приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве. Поэтому целесообразно проводить упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия (упражнения типа «Снежинки падают», «Бабочка на лугу»). В целях воспитания чувства ритма в движении и в изображениях можно использовать упражнения с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематический рисунок). Затем осуществлять постепенный переход к рисованию элементарных бордюров, заборчиков и т.п.
Эти упражнения способствуют формированию и совершенствованию ориентировки на месте бумаги и навыка движения по нему руки, воспитывают ритмичность в расположении отдельных элементов.
Различные графические упражнения способствуют подготовке руки к письму. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка.
Обычно используются графические упражнения, направленные на обработку ритмических круговых движений руки, имеющих широкий размах (для этого даются изображения таких предметов как «домик» улитки, клубок ниток, шланг и др.). Здесь активно применяется прием «репетиции», представляющего движения в воздухе. Используются упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывным движением руки. Графические задания, имеющие образно-смысловую значимость: рисование волн, радуги, клубов дыма, чешуек у рыб, а также задания на дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов, обводка лекал и т.д. Можно предусмотреть постепенный переход к работе по заданию, например: «Нарисуй волны большие и маленькие, три волны большие и три маленькие». Затем работа усложняется по дорисовыванию орнаментов, лабиринтов.
Важным компонентом овладения графикой является штриховка различных геометрических фигур, которая предполагает довольно жесткие
требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. И, наконец,
письмо элементов букв: прямой наклонной короткой линии, прямой наклонной длинной линии, линии с закруглением внизу и вверху, полуовала и овала. Широко применяется прием сравнения (линия с закруглением внизу – зонтик).
Как известно, у детей старшего дошкольного возраста, из-за слабого развития мелких мышц кисти, происходит быстрое утомление руки в процессе выполнения графических действий. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, которые представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности. Эти занятия носят игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, серсо и многие другие). При таком подходе дошкольники редко жалуются на усталость рук [5, c. 98).
Таким образом, многочисленные исследования ученых по вопросам готовности детей к школе привели к единому заключению о том, что в старшем дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и «ручную умелость» для подготовки его к овладению графикой письма. Этот период должен стать той почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для изучения в дальнейшем школьного курса русского языка [4, c. 329].

Список литературы

1.    Гаврина, С.Ю. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Ю. Гаврина, Н.Л. Кутявина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С. 219.

2.    Бородина, Г.В. Ещё раз о готовности к школе / Г.В. Бородина // /Начальная школа: плюс до и после. – 2002. – № 10. – С. 19–25/.
3.    Коломинский, Я.Л. Учителю и психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский , С.А. Панько. – М.: Наука, 2002. – С.96.
4.    Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму / C.Ю. Филлиппова. – СПб.: Детство – Пресс, 1999. – С. 329.
5.    Копылева, И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или в жизни? / И.Н.Копылева // Напчальная школа. – 2002. – № 1. – С. 98.

Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>