Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Первоначальная функция речи – коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В связной речи также проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей связной речи. Она включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Интересно рассмотреть взгляды Львова на развитие диалогической и монологической речи. Именно эти формы рассматриваются всеми учеными, которые занимаются вопросами развития связной речи, однако не все проводят сопоставление с развитием этих форм в дошкольном возрасте, где они зарождаются и формируются. В пособии Львова, посвященном развитию речи младших школьников, совершенно четко разделяются диалог и монолог (1985). Диалог раскрывается как разговор двух или нескольких лиц, который не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Часты в диалоге вопросы, восклицания, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно не сложен. Автор отмечает, что в школе применяется искусственная форма диалога – беседа (разговор между учителем и учеником). В отличие от «стихийного» диалога, здесь, как правило, употребляются полные предложения, т.е. дети учатся правильному построению предложений, высказываний, тем самым приобщаются к литературной речи в диалоге.
Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления [1, с.102].
Для формирования навыков диалогической речи используется прием словесных поручений. При этом дошкольникам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания.
Очень эффективный прием – объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев и т.д. Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.
В старших группах усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника [2, с. 21].
Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. А.Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях [3, с. 70].
Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.
В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Чтобы включать игры в работу по развитию диалогической речи, необходимо подобрать:
1. Тексты литературных произведений для игр-инсценировок и режиссерских игр.
2. Тексты для разыгрывания театральных этюдов.
3. Дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами.
4. Дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалогов самими детьми.
Тексты и игры подбираются для каждой диалогической пары реплик отдельно.
Последовательность их использования подчиняется логике развития речевых умений:
1. Восприятие и заимствование речевых форм (взрослый дает образец фразы, ребенок повторяет фразу).
2. Самостоятельное использование.
3. Перенос в новые условия общения.
Таким образом, для ведения диалога ребенку необходимо иметь устойчивые связные представления о чем-либо, удерживать их в сознании на протяжении разговора, оперировать ими при восприятии реплик собеседника, чтобы иметь возможность ответить [4, с. 14-15].
Для развития диалогической речи широко стали применять видеозапись как техническое средство.
Видеозапись мультфильма используется не как простой иллюстративный материал, а как стимул для активизации внимания ребенка.
Каждый мультфильм разбит на микросюжеты для доступности и удобства работы над материалом. Виды заданий варьируются в зависимости от его содержательного наполнения.
Этапы занятий имеют строгую последовательность. В наиболее общем плане выделяются три этапа, каждый из которых решает определенные психолого-педагогические задачи. На первом этапе происходит активизация у ребенка плана представлений; на втором этапе работа над развитием речи совершенствуется и в плане представлений, и в плане восприятий; на третьем этапе снова идет активизация представлений детей.
Занятия по развитию диалогической речи у старших дошкольников рекомендуется проводить в течение года. Эффект занятий проявляется как в речевом продвижении ребенка, так и в повышении у него уровня познавательных процессов [4, с. 54].
Обучение диалогической речи может происходить и в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой. Отражение данного подхода может быть представлено в виде занятия «Я – журналист». В занятии используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу», где у детей формируются не только знания о профессии журналиста, но и умения задавать вопросы в определенной логической последовательности. Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик.
Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. Чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями.
Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей , так и у взрослых.
Данные технологии позволяют сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине (автор: старший воспитатель высшей квалификационной категории Корсунова Альбина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории Балякина Екатерина Дмитриевна МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 228» г. Саратов, сайт http://ivalex.vistcom.ru/konsultac264.html).
Список литературы
1. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1981. – 117 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. – М., 1997. – 400 с.
4. Сперанская, Г.Л. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. метод. пособие / Г.Л. Сперанская [и др.]. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.