Григорьева О.В. Формирование активного словаря детей шестилетнего возраста средствами ТРИЗ

С самого рождения дети, получая информацию извне, активно познают мир. Теория изобретательских задач (ТРИЗ) помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречия, закономерности развития и тесную взаимосвязь [1]. Использование элементов ТРИЗ в играх и на занятиях помогает научить детей анализировать происходящее вокруг, видеть окружающий мир в определенных системах, подсистемах и надсистемах, развивать фантазию.

Апробируя опыт ведущих методистов ТРИЗ, мы пришли к выводу о неоспоримом влиянии данной методики на развитие у детей творческого мышления, памяти, логики, внимания, воображения, связной речи. В практической деятельности мы использовали элементы ТРИЗ для обогащения и развития активного словаря детей: метод фокальных объектов (фантазирование, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов); морфологический анализ (выделение составных частей исходного объекта с последующим придумыванием различных вариантов, которые могут представлять данные части); метод противоречий (предъявление к одному объекту противоположных требований); метод маленьких человечков (прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними), а также типовые приемы фантазирования, предложенные Г.С. Альтшуллером [1].
Поскольку одним из показателей развитости интеллекта человека является умение решать задачи творческого характера, то мы предположили, что если целенаправленно влиять на формирование двух взаимосвязанных процессов – творческого мышления и произвольного воображения, то это положительно скажется на умении дошкольника работать с творческой задачей и в целом на интенсивность развития речи ребенка.
Нами была проведена диагностика уровня сформированности активного словаря детей старшей дошкольной группы как показатель их готовности к обучению в школе.
Если с четырех до пяти лет рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок, то к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня и имеет необходимый для свободного общения словарный запас, грамматически правильную речь (в основном). Шестилетний ребенок строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы, свободно пользуется монологической речью. Ребенок способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы и пр.
Проводя диагностику уровня сформированности активного словаря шестилеток, мы предлагали детям следующие задания:
1. По развитию предметного словаря:
а) объяснение значения слов (холодильник, пылесос, щетка);
б) название частей предмета и их демонстрация (понимание и называние) (чайник: донышко, носик, крышка, ручка);
в) название одним словом (уровень обобщения) (посуда, мебель, овощи, фрукты, ягоды, грибы, домашние животные, дикие животные, птицы (перелетные – неперелетные), транспорт);
г) перечисление основных цветов и их оттенков;
д) категоризация геометрических фигур;
е) классификация предметов (гитара – это музыкальный инструмент, ручка – школьная принадлежность);
ж) выделение четвертого лишнего предмета;
з) ориентация во времени;
и) ориентация в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа);
2. По использованию словаря признаков:
а) подбор прилагательных к имени существительному:
лимон (какой?) – желтый, округлый, кислый, сочный и пр.;
б) подбор антонимов (большой – маленький, длинный – короткий, сладкий – горький);
в) образование прилагательных от существительных: матрешка из дерева – деревянная, сумка из кожи – кожаная, стакан из стекла – стеклянный;
г) образование притяжательных прилагательных: чей хвост? – лисий, заячий, чей дом? – Петин, дядин;
3. По формированию глагольного словаря:
а) подбор глаголов, обозначающих профессиональную деятельность (повар – варит, готовит, жарит и пр.);
б) образование глаголов от междометий и звукоподражаний: кто как глос подает? – кошка мяучит, гусь гогочет и т.д.;
в) выбор глаголов движения: скакать, прыгать, ходить, ползать (змея ползает, белка скачет и пр.).
Использовались также методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и «Необычное дерево» Н.Е. Вераксы.
Данный диагностический срез мы провели в начале и в конце 2009/ 2010 учебного года в ДДУ № 69 г. Гродно в старшей дошкольной группе, где занятия с детьми проводились с использованием ТРИЗ, и в группе, где на занятиях использовались традиционные методики.
Полученные данные позволили нам сделать вывод, что уровень развития активного словаря детей, занимающихся по ТРИЗ, на 20 % выше уровня развития словаря детей обычной группы. Шестилетки, постоянно занимающиеся по методике ТРИЗ, владели более содержательной, грамматически правильной, творчески представленной речью. Словарь детей развернуто представлен разнообразными языковыми средствами, речь связная, выразительная.
Таким образом, целенаправленное использование элементов ТРИЗ в работе по активизации словаря дошкольников способствует, во-первых, проявлению устойчивого интереса ребенка к речевой работе, во-вторых, повышению качества речи, в-третьих, развитию мышления и воображения ребенка.

Список литературы

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи / Г.С. Альтшуллер. – 3-е изд. – Петрозаводск, 2003.

Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>