Дружба – один из видов личных отношений. В педагогике дружбу рассматривают в русле содержательных взаимосвязей между детьми, их межличностных взаимоотношений. Академик И.Ф. Харламов, А.А. Аржанова и др. представляют дружбу как моральное чувство [1]. С точки зрения доктора педагогических наук К.В. Гавриловец и С.А. Козлова, дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. [2]. Доктор педагогических наук, профессор В.Т. Чепиков рассматривает умение дружить как компонент нравственного воспитания и подчеркивает, что необходимо формировать совокупность нравственных качеств и их содержательно-структурных компонентов, отражающих отношение человека к другим людям и к самому себе [3]. В психолого-педагогической науке понятие «дружба» определяется избирательной эмоциональной привязанностью (И.С. Кон) [4]. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Содержание дружбы существенно меняется с возрастом, поэтому дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. На протяжении дошкольного возраста дружба претерпевает изменения, проходя четыре стадии развития: от эмпатического дистресса – (непроизвольного реагирования на болезненные эмоциональные состояния другого) к осмысленной симпатии, и от примитивной идентификации с другим ребенком – в понимание его. Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в душе человека сами собой. Чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Формирование дружеских взаимоотношений, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Работа по формированию дружбы должна быть целенаправленной, последовательной, комплексной, систематической, включающая повышение педагогической компетенции воспитателей в данном вопросе, взаимодействие с родителями и непосредственно работу с детьми. В данной статье мы раскроем некоторые аспекты формирования дружбы у детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-художественной деятельности.
Одним из основных средств в формировании дружбы у детей является детская книга. Книга, художественный рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей. Эмоциональный фон, как и в младшем возрасте, сохраняет свою силу, но теперь книга дает материал для переживаний уже более высокого порядка, поднимает на более высокий уровень нравственное сознание ребенка. Воспитателю необходимо внимательно отбирать книги по художественным достоинствам, содержанию, планируя чтение и беседы с детьми в определенной последовательности.
Вторым важнейшим средством формирования дружбы у старших дошкольников мы выбрали театрализованную деятель¬ность. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, за¬ставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это способствует формированию опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для де¬тей старшего дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет дошкольнику решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодо¬левать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому педагог обязан создавать условия для развития творческой актив¬ности детей в театрализованной деятельности. В первую очередь, необходима соответствующая организация работы. Организация и проведение игр-драматизаций способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей. Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умение координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением. Исполняя роль актера, ребенок проигрывает разные роли персонажей сказок. Благодаря театральной роли дети могут ощутить в одних случаях заботу и внимание друзей, в других – несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить из беды.
В случае, когда нужно обеспечить более углубленную работу по формированию дружбы, используют систематические занятия, которые являются третьим направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия включаются в познавательный раздел, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Целью этих занятий является обучение детей старшего дошкольного возраста регулированию своего поведения, опираясь на правила дружеских взаимоотношений, обучение пониманию переживаний других, проявлению заботы, отзывчивости, взаимопомощи, сочувствия, а также адекватного реагирования на удачи и неудачи друга, товарищей по группе. Занятия проводятся подгруппами один раз в неделю с последующим закреплением их содержания в повседневной деятельности. В таблице показан план образовательной работы на один квартал.
Таблица – План образовательной работы на один квартал
Наблюдая за жизнью детей, неоднократно отмечается регулирующее влияние на их поведение тех норм и правил, которые преподает им хорошая книга, стихотворение, песня, более глубоко осмысленные детьми под руководством воспитателей.
Однако ошибочно будет считать, что только на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые смогут научить оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Ошибкой будет предполагать, что ребенок будет самостоятельно стремиться к совершенствованию, опираясь только на художественное слово. Используя иной путь формирования дружеских взаимоотношений – организацию совместной деятельности дошкольников, игровой или продуктивной, сложно согласиться, что это единственный правильный метод. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Список литературы
1. Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания. История, современная проблематика и основные педагогические идеи / И.Ф. Харламов. – Минск: БГУ, 1972. – 363 с.
2. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. – Минск: Нар. асвета, 1988. – 127 с.
3. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / В.Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 188 с.
4. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1987. – 350 с.