Процесс познания в дошкольном возрасте представляет собой разнообразные виды эмоционально-образной ориентировки ребенка в реальном мире посредством накопления исследовательских практических действий, направленных на освоение представлений о земле, ее обитателях и т.д.
Продуцированию детской любознательности способствует творческая интерпретация полученной информации путем перевоплощения дошкольника в игровой образ. Преломление жизненного опыта через переживания и творческие игровые действия малыша способствует образованию устойчивых эмоциональных взаимосвязей с окружающим миром и системой общечеловеческих ценностей. В результате этого у детей формируется социальный опыт переживаний, выражающийся в определении личностных отношений к различным явлениям жизни с позиции чувственного освоения окружающего мира. В связи с этим одно из важнейших педагогических условий познавательной активности – актуализация игровых подходов в процессе работы с детьми. Благодаря условному полю игрового пространства дети экспериментируют, перевоплощаясь в путешественников, спасателей, исследователей, дизайнеров и т.д., исследуя и познавая окружающий мир. Таким образом, для обеспечения полноценного эмоционального развития детей, стимулирования их любознательности, расширению кругозора и развитию психических процессов необходимо обновление организации работы с детьми посредством насыщения ее содержания разнообразными проблемно-игровыми ситуациями. Одной из видов такой организации работы является игровая модель познавательного развития, разработанная педагогом Г.А. Никашиной [2].
Модель, разработанная автором, направлена на обогащение информационного и жизненного опыта детей в процессе освоения окружающего мира. Ее основная цель – формирование у дошкольников энциклопедических знаний. В свое содержание модель включает несколько этапов взаимодействия педагога и ребенка в условиях игрового поискового пространства:
1 этап представляет собой информационный блок познания через восприятие аудио- и видеоинформации и заключается в создании взрослыми поисковых проблемных ситуаций, активизирующих процесс детской любознательности. К ним относятся такие формы работы с детьми, как минута познания, минута любования.
Минута познания включает:
утренний вопрос, который задается взрослым в период приема детей. Он представляет собой устное изложение либо наглядную информацию в виде карточки «Что бы это значило?», иллюстрации «Это кто (что)?», ассоциативного атрибута (лист, корень, нитка, лепесток и т.д.);
самостоятельный поиск детьми ответа на вопрос в процессе игровой деятельности;
свободные рассуждения детей;
получение достоверной информации через средства познавательного обогащения: чтение литературы, рассматривание карт, глобуса, иллюстраций, альбомов, просмотр познавательного видеоматериала и мультфильмов; восприятие звукового (аудио) дизайна; наблюдение за объектами живой и неживой природы, экспериментирование, логическое рассуждение.
Минута любования предполагает рассмотрение того или иного явления, обладающего необычной впечатляющей красотой. Это может быть:
необыденное изображение явлений и объектов природы, сочетание цвета, формы, линий на картине, фотографии, побуждающие детей всматриваться в них и получать удовольствие;
звуковая иллюстрация («музыка ветра» – подвески, издающие звон при колебании воздуха), настраивающая детей на эстетическое вслушивание;
поверхность предмета (очень гладкого камня, металла; прозрачность капли воды, росы, льдинки и т.д.), активизирующая «чувствование»;
необычность формы (листьев, корней, одежды и т.д.), цвета, вызывающая удивление и восторг.
2 этап – это исследовательский блок познания, который заключается в поиске средств и способов решения проблемно-игровой ситуации на основе ориентировочно-исследовательских и ассоциативных действий детей в условиях игрового экспериментирования и художественного моделирования. Сюда входят игры-экспериментирования, игры-моделирования.
3 этап – блок творческой интерпретации знаний выражается в систематизации приобретенных впечатлений у детей в процессе продуктивного художественного сотрудничества с педагогом. Он включает следующие виды игр:
1. Познавательная игра: игра-экспериментирование, игра-моделирование.
2. Художественно-познавательные игры: звукоречевая игра-фантазия (игра-имитация, игра-аранжировка, игра-драматизация), игра-дизайн, поливариативная игра-фантазия.
3. Логические игры: игра-ориентация, ориентационная игра-моделирование, комбинационная игра, игра-стратегия.
4. Социально-адаптационная игра: позиционная игра-моделирование, ситуативная игра-ориентация.
Под детским экспериментированием понимается условное проникновение в сущность предмета или явления окружающего мира, прослеживание в нем общего и частного.
Цель: воспитывать сенсорную восприимчивость к окружающей действительности; развивать любознательность; обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.
Содержание: предложить детям провести эксперименты с различными предметами и явлениями на основе ощущений, используя разные способы их обследования (определение цвета, звучания, формы и т.д., их соотношений: цвета и звука, цвета и движения и т.д.). Эксперименты проводятся с разнообразными материалами: посадка семян, наблюдение за развитием растений в разных условиях (в тени, на солнце т.д.), выявление признаков объектов (твердый – мягкий, легкий – тяжелый и т.п.), специфические свойства материалов – металла, дерева, ткани и др. (тонет – не тонет, мокрый – сухой и т.д.), раскрытие сущности объектов и явлений природы в процессе решения проблемной ситуации.
Известно, что использование познавательных игр способствует совершенствованию речи детей как связной речи, звуковой культуры, обогащения лексикона, выразительности речи, так и речевого творчества. Важным условием развития мышления и воображения ребенка является овладение языком. По мере того как ребенок усваивает язык, речь перестает быть только средством общения, она используется в целях в установления связей между предметами и явлениями окружающего мира, включается в функционирование интеллектуальных действий. Речь и мышление независимые, но взаимосвязанные явления. Единство мышления и речи проявляется в процессе усвоения значений слов, формирования понятий. Речь помогает ребенку освободиться от непосредственных впечатлений, благодаря чему становится возможным воссоздание образов из прошлого и продуцирование новых.
Игровая модель познавательного развития (Г.А. Кушнир) основана на интеллектуально-познавательных особенностях развития детей, т.е. на мышлении, а значит, связана с формированием других психических процессов, в том числе и речи. Связь прослеживается в содержании игр. Например, содержание художественно-познавательных игр включает имитационные ассоциации и звукоподражания, интонационно-речевые творческие действия, диалогическое общение. Таким образом, у детей благодаря им развивается звуковая культура и воображение, имитация в речи на разные слоги и созвучия звукоподражания, издаваемые объектами и явлениями живой и неживой природы; формируются коммуникативные способности, дети учатся передавать в общении друг с другом речевую интонацию тех или иных персонажей в разных ситуациях, развивается интонационная выразительность речи; дети приобретают навыки имитации интонационного или иного игрового образа, развивается способность перевоплощаться в игровой образ с помощью интонации, образно-пластических и мимических действий, совершенствуется творческое воображение и способность перевоплощаться в образ.
Логические и познавательные игры развивают основы логического мышления, формируют умение классифицировать природные объекты, ориентироваться в природных явлениях, строении человека, окружающей действительности, тем самым обогащают и активизируют словарь детей.
Социально-адаптационная игра развивает способность ориентироваться на позитив в отношениях между человеком и окружающим миром, сверстниками, людьми, то есть формирует коммуникативные навыки у дошкольников, а значит элементы связной речи, необходимые для овладения умением вести диалог, монолог, познавательные беседы [3].
Таким образом, одним из факторов становления и развития системы взглядов и ценностных ориентаций личности в дошкольном возрасте является обновление организации работы с детьми посредством насыщения ее содержания разнообразными проблемно-игровыми ситуациями, представленными в разработанной игровой модели познавательного развития ребенка (автор Г.А. Никашина). В данной модели потребность детей в новой информации, новых впечатлениях и знаниях проявляется в процессе познания реальности на основе практического взаимодействия с ней: наблюдения, экспериментирования, анализа и моделирования. Особое значение в данной методике приобретает актуализация проблемных методов развития личности ребенка. В частности, это исследовательские и эвристические методы (метод эмпатии, ассоциаций, наводящих вопросов), а также метод художественного моделирования и т. д. Эффективность использования этих методов, по нашему мнению, выражается, прежде всего, в активизации детского мышления и воображения, проявлении у детей исследовательского поведения, выражающегося в поисковой инициативности, любознательности и творческой активности расширении кругозора, а значит, совершенствовании всех сторон речи, особенно лексикона детей, так как данная модель основана на энциклопедическом подходе в обучении детей новым понятиям, обследовании предметов и явлений окружающего мира и выявлении их качеств и свойств, установлении закономерностей и взаимосвязей между ними.
Список литературы
1. Я познаю мир: детская энциклопедия / Б.Н. Головкин, Д.С. Багрова. – М., 2003.
2. Никашина, Г.А. Весь мир в игре / Г.А. Никашина. – Мозырь, 2006.
3. Никашина, Г.А. В мире фантазии и звуков / Г.А. Никашина. – Мозырь, 2004.