Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя прилагательное», так как это способствует языковому и речевому развитию школьников. Надо отметить, что части речи, являясь абстрактными понятиями, сложны для восприятия в младшем школьном возрасте, которому присуще наглядно-образное мышление. Возникает проблема: какие приемы лучше использовать при изучении частей речи?
Изучение темы «Имя прилагательное» тесно связано с развитием речи учащихся. Это объясняется тем, что на протяжении всего изучения имени прилагательного ведётся работа над лексическим материалом, а это способствует пополнению словарного запаса младших школьников.
В декабре-феврале 2010 г. нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось определение эффективности использования занимательного материала при изучении темы «Имя прилагательное». Базой эксперимента выступила средняя школа № 15 г. Лиды (3 «В» и 3 «Д» класс).
Задачи констатирующего этапа:
• выявить у младших школьников, как они относятся к изучению имени прилагательного;
• определить уровень знаний и умений младших школьников по теме «Имя прилагательное».
Для достижения данной цели были использованы следующие методики:
- наблюдение за состоянием учащихся на уроке во время изучения темы;
- опрос учащихся 3 «В» класса;
- анализ контрольных работ.
Результаты опроса учащихся показали, что очень нравится изучать тему «Имя прилагательное» 3 учащимся (12, 5 %), относится к этому безразлично 1 учащийся (≈ 4,2 %), вообще не нравится изучать эту тему 20 учащимся (≈ 83,3 %).
Анализ результатов контрольной работы по русскому языку по теме «Имя прилагательное»:
до 40 % – 6 человек (25 %);
от 40 % до 60 % – 8 человек (≈ 33,3 %);
от 60 % до 80 % – 8 человек (≈ 33,3 %);
от 80 % до 100 % – 2 человека (≈ 8,4 %).
Средний процент выполнения контрольной работы – ≈ 52 %.
По итогам наблюдения можно сделать вывод, что большинству учащихся (21 человек – 84,5 %) не нравится изучение такой части речи, как имя прилагательное. По результатам анализа контрольной работы видно, что уровень успеваемости по данной теме невысокий (средний процент – 52).
Делаем вывод: для формирования у ребят положительного отношения к теме «Имя прилагательное» и достижения более высоких результатов уроки по изучению данной темы, контроль знаний и умений необходимо проводить в занимательный форме (соревнование, викторина, путешествие).
Задачи формирующего этапа:
• сформировать интерес к изучению имени прилагательного;
• повысить уровень знаний и умений учащихся по данной теме.
В рамках этого этапа были проведены следующие формы работы: урок-сказка, урок-закрепление в форме путешествия, сказки, урок – обобщение с использованием занимательного материала и др.
Представим перечень проведенных занятий.
1. Урок «Знакомство с именами прилагательными».
Цели:
познакомить учащихся с именами прилагательными;
углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
развивать орфографическую зоркость.
Оборудование – перфокарты, словарь.
2. Урок – исследование.
Цели:
ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных;
совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного;
формировать навыки грамотного письма;
воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.
Оборудование – карточки с заданиями.
3. Урок: «Роль имён прилагательных в речи».
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном;
повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном;
развивать связную речь учащихся, орфографическую зоркость учащихся, формировать навык каллиграфического письма;
воспитывать терпение.
Оборудование: записи на доске, таблица «Имя прилагательное».
4. «Слова, которые украшают нашу речь».
Цели:
повторить сведения об имени прилагательном как части речи, о лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости имени прилагательного от имени существительного;
развивать умение правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
Оборудование – карты и схемы по теме «Имя прилагательное».
5. Урок-обобщение «Путешествие под парусами».
Цели:
закрепить знания учащихся о прилагательном как части речи;
развивать внимание, речь;
формировать грамотность письма, аккуратность;
воспитывать ответственное отношение к выполненной работе.
Оборудование – карточки для индивидуальной работы.
6. «Путешествие в лесное царство» (урок-закрепление).
Цели:
закрепить умение выделять имена прилагательные в тексте, ставить к ним вопросы;
обогащать словарный запас;
развивать творческие способности учащихся;
формировать адекватную самооценку, умение слушать товарищей, радоваться их успехам;
воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование – карта-схема путешествия, изображение Старичка-Лесовичка, карточки с заданиями.
7. Игра-соревнование «Клуб знатоков».
Цели:
обобщение знаний детей, полученных об имени прилагательном: распознавание имён прилагательных в тексте, среди отдельной группы слов;
подбор синонимов и антонимов к прилагательным; определение рода, числа и падежа у прилагательных;
проведение итогового теста «Имя прилагательное», подведение итогов;
формирование дружного коллектива, развитие навыков взаимодействия, развитие логического мышления и воображения.
Оборудование – сова – символ мудрости, поэтапная стрелка, ключ к тесту, задания для каждой команды, дипломы, тесты на каждого, картинки для заданий, жетоны.
Задачи контрольного этапа:
• получить вторичные результаты по выявлению у учащихся младшего школьного возраста отношения к изучению имени прилагательного;
• сравнить результаты контрольной работы после формирующего этапа у исследуемого класса с результатами такой же контрольной работы, проведенной в 3 «Д» классе средней школы № 15 г. Лиды, где не проводился эксперимент.
Результаты опроса учащихся показали, что очень нравится изучать тему «Имя прилагательное» 16 учащимся (≈ 66,7%), относятся к этому безразлично 3 учащихся (12,5 %), вообще не нравится изучать эту тему 5 учащимся (≈ 20,8 %).
Анализ результатов тематического контроля по русскому языку по теме «Имя прилагательное»:
до 40 % – 0 человек (0 %);
от 40 % до 60 % – 6 человек (25 %);
от 60 % до 80 % – 9 человек (37,5 %);
от 80 % до 100 % – 9 человек (37,5 %).
Средний процент успеваемости – 72 %.
Результаты контрольной работы 3 «Д» класса:
До 40 % – 7 человек (≈ 29,2 %);
От 40 % до 60 % – 7 человек (≈ 29,2 %);
От 60 % до 80 % – 8 человек (≈ 33,3 %);
От 80 % до 100 % – 2 человека (≈ 8,3 %).
Средний процент выполнения работы – 52 %.
По данным эксперимента можно сделать вывод, что отношение к изучению имени прилагательного у учащихся 3 «В» класса, где проводилось исследование, изменилось (на констатирующем этапе тема не нравилась 84,5 % – это 21 учащийся; на контрольном этапе только 5 учащихся (≈ 20,8 %) ответило, что тема «Имя прилагательное» не нравится). Уровень усвоения этой части речи увеличился на 30 %. На констатирующем этапе средний уровень успеваемости составлял 52 %, на контрольном – 72 %. На констатирующем этапе до 40 % набрало – 7 человек (29,2 %), на контрольном – 0 человек (0 %); от 40 % до 60 % – 7 человек (≈ 29,2 %), на контрольном – 6 человек (25 %); от 60 % до 80 % – 8 человек (≈ 33,3 %), на контрольном этапе – 9 человек (37,5 %); от 80 % до 100 % – 2 человека (≈ 8,3 %), на контрольном – 9 человек (37,5 %).
По результатам анализа контрольных работ видно, что уровень успеваемости по изучению имени прилагательного улучшился. Он стал гораздо выше, чем результаты этой же контрольной работы на констатирующем этапе. Надо отметить, что работы отличались только данными. Но перед контрольной работой на контрольном этапе был проведен ряд уроков в нетрадиционной форме: в форме путешествия, соревнования, исследования. На уроках использовались схемы, перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями.
При сравнении результатов контрольных работ испытуемого класса и контрольного класса, где не проводился эксперимент, можно сделать вывод, что форма проведения уроков по ознакомлению, закреплению, обобщению влияют на результаты контрольной работы. На контрольном этапе средний уровень успеваемости 3 «В» класса составил 72 %, 3 «Д» класса – 52 %.
Таким образом, цель эксперимента достигнута. Отношение учащихся испытуемого класса к изучению темы «Имя прилагательное» изменилось (учащимся эта тема нравится), уровень успеваемости увеличился (стал 72 %).
Таким образом, учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Так, работа над темой «Имя прилагательное», с применением различных форм обучения, будет способствовать повышению уровня заинтересованности учащихся, развитию у них познавательных способностей и аналитических умений.