Современное белорусское общество находится сегодня на этапе демократического развития, один из основных принципов которого признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Только воспитание, основанное на равноправии полов, способно сформировать эгалитарное сознание у будущих граждан. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Без гендерного образования эти качества мы не сможем воспитать в наших учениках, так как не сможем сформировать у них гармоничные гендерные отношения. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете – к изменению общественного сознания [1, с. 56].
Эта проблема обретает очень актуальное звучание в условиях обновления исторического и обществоведческого образования, модернизации общеобразовательной школы, в концепции которой подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений. Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования.
В настоящее время в нашей стране наблюдается достаточно активный процесс интеграции гендерных курсов в систему высшего образования. Однако в среднем школьном образовании их преподавание является еще большой редкостью. На Западе же гендерное образование и воспитание начинаются с детского сада и школы. И это не случайно, так как только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у подрастающего поколения.
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.
В последнее время в науке принято четко разграничивать социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. Термин – «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток. Термин «гендер» – указывает на социальный статус и социально- психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии с другими людьми [2, с. 18].
Человеческое поведение включает в себя не только базовую активность, но, прежде всего, то, на что направлена эта активность, в каких формах она реализуется и что подразумевает. В психологическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мотивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие данные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связанные с воздействием на человека культуры общества.
Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. И тогда возникает вопрос, о каких же характеристиках, собственно идет речь, когда поведение обозначается как «истинно» мужское или женское? Пол и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.
Гендерология – междисциплинарная отрасль наук о человеке, с помощь которой изучаются психологическая и социологическая проблема гендеров.
Дети развиваются по–разному. И уже к году различия в психике мальчиков и девочек достигают такого уровня, что это проявляется в такой сложной деятельности, как игра [3, с. 90].
А это значит, что у них обозначаются пути развития мозга. Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то мы увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно угла в комнате или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки – матери.
Игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Правила и философия игры, усвоенные мальчиками в детстве, трансформируются в мужские нравы, которые потом царят на работе.
Главная задача воспитания девочки – сформировать у нее установку на замужество по любви, на долгую семейную жизнь, на материнство. Поведение девушки находится в прямой зависимости от уровня ее культуры. Если ее интересы бедны, если ей больше всего по душе пустое времяпровождение, если она проявляет легкомысленное отношение к учебе, вообще к жизни, это скажется на ее выборе друзей, ее дальнейшей жизни.
Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, они растут в параллельных мирах. Каждый из нас живет в своем мире и ему не дано попасть в мир другого, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, ведь мы хотим помочь маленькому человеку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Здесь, прежде всего, встает проблема подготовленности самих преподавателей, которые также испытали на себе влияние традиционного образования и стереотипов. Ведь изучение гендерных курсов предполагает знание методологии гендерных исследований, феминистской теории, владение категориальным аппаратом, то есть наличие базовых знаний. Необходимо принять новые идеи и иногда преодолеть в себе то психологическое сопротивление, которое зачастую появляется у нас, когда мы сталкиваемся с чем-либо новым и непривычным. Поэтому необходимо гендерное образование самих педагогов.
Для этого необходимо, на наш взгляд, включать вопросы по гендерной проблематике в курсы обязательных общественных дисциплин, изучаемых в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей.
Для решения этой задачи требуется также обеспечение учителей соответствующими учебно-методическими материалами, хрестоматиями, проведение семинаров, тренингов и т.п.
Существует еще одна проблема: перегруженность учебного плана в лицее. В связи с этим очень трудно включить новую проблематику, новые часы в учебно-тематические планы. Мы предлагаем учителям несколько вариантов решения этих трудностей:
• включение отдельных тем гендерной проблематики в общие курсы по обществоведению и истории;
• можно также включать гендерные сюжеты в контекст изложения, при объяснении отдельных тем общих курсов;
• через интегрированные курсы с включением гендерных вопросов в основные курсы (например, в курсы истории, обществоведения, литературы и др.);
• через факультативы, самостоятельные спецкурсы;
• внедрение гендерных сюжетов в научную работу учащихся;
• внедрение гендерной проблематики во внеклассную работу.
Учителя используют различные современные технологии преподавания с использованием интерактивных методов (тренинги, деловые игры, дискуссии, мини-исследования и т.д.). Все эти методы предполагают постоянную рефлексию, поэтому могут способствовать формированию у девочек и мальчиков гендерной чувствительности и эгалитарного мышления. Особый интерес у учителей вызвала технология “Дебаты”, получившая широкое распространение в лицее. Она способствует развитию у учащихся критического мышления, формирует навыки решения различных проблем, как в сфере профессиональной деятельности, так и в жизненных практических ситуациях. Использование технологии дебатов эффективно и при обсуждении гендерных проблем: “Раздельное обучение в школе”, “Дискриминация по признаку пола”, “Насилие в семье” и др. Такие формы работы способствуют повышению политической активности, уровня гражданского сознания, повышают интерес к политической жизни. Уникальность опыта нашего лицея, как нам кажется, заключается в том, что здесь сложился достаточно отработанный механизм взаимодействия трех различных звеньев образовательного процесса: теории, методического обеспечения и практического воплощения разработок.
Работа в этом направлении в очередной раз подтвердила, что развитие гендерного образования является неотъемлемым компонентом построения демократического, толерантного общества, и, несмотря на определенные достижения в этой области, здесь очень многое предстоит сделать. Работа, по сути, только начинается.
Список литературы
1. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований / Под ред. Е.И. Гаповой и Р.С. Урусмановой. М., 2000.
2. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учеб. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 2008.
3. Педагогическая антропология: Учеб. пособие/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М., 2008.