Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе школьного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении учреждений образования не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.
В процессе обучения и воспитания педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в учреждении образовании (8-10 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Так, например, в нашей гимназии работает 54 педагога, из них только 6 мужчин.
Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших учреждениях образования, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (29 % детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.
В сентябре – октябре 2011г. в нашей гимназии проводилось исследование. В гипотезе исследования предполагалось, что организация гендерного подхода в воспитании детей младшего школьного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка. Объектом исследования выступила организация гендерного подхода в воспитании детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей младшего школьного возраста. Цель овладение гендерной компетентностью, а именно:
- информированность педагога о гендерных особенностях девочек и мальчиков в воспитании и обучении детей;
- овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя, будущим мужчиной или будущей женщиной).
При обучении детей педагогу важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и, то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны учителя.
Таким образом, при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в гимназии, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики младшего школьного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие педагоги руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны учителя травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии учитель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах учителя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение педагогов осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
Работая над данной проблемой, мы собирали методический материал по данной теме, затем его систематизировали и апробировали в работе. Был создан консультативный материал для родителей и педагогов гимназии.
Для ознакомления педагогов гимназии по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста был проведён семинар «Социально – половое воспитание в школе», с целью — познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.
В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации детей, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей. Сказывается изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений образования.
Нами, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) знают, как это делать. А как быть с остальными?
Очевидно, что взаимодействие учреждения образования с родителями надо начать с формирования доверительных отношений. Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в христианских традициях. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему «О воспитании девочек и мальчиков в христианских традициях». О значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей полоролевых стереотипов поведения.
Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по воспитанию мальчиков и девочек и многое другое.
С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в гимназии. Это всё помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом. Организовывались занятия по половому признаку 1 – 2 раза в неделю; так же были организованы специфические занятия отдельно для мальчиков и для девочек.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
Девочки: быстрее схватывают новый материал; легче усваивают алгоритмы и правила; любят задания на повторение; чаще используют ближнее зрение; воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики: труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; лучше выполняют задания на сообразительность; не терпят однообразия; лучше выполняют задания при ярком свете.
К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Нами были разработаны ряд рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей.
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители.
Гендерное воспитание в гимназии позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам гимназии осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.
Понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи. А это: коррекции общеобразовательных программ в школах; разработки гендерно ориентированных учебников для средней школы, направленных на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин; обеспечения научно-методической базы.
Цель гендерного воспитания в гимназии – воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций.
В результате целенаправленной работы у педагогов нашей гимназии расширились профессиональные знания и умения педагогов в области гендерной педагогики и психологии; сформировалась направленность гендерного самосознания педагогов и установка на гендерную толерантность; сформировалась потребность в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; произошло стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.
В заключении мы сформулировали ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы:
1. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни гимназии; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
2. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.
3. Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.