Важным условием повышения качества преподавания, в первую очередь, русского языка как иностранного, является профессиональная компетентность преподавательских кадров. Интеллект педагогов, профессионализм, педагогическое мастерство (умение заинтересовать, установить контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений с учащимися и т.д.) во многом определяет и мотивацию слушателей к обучению. Преподаватели-филологи являются носителями не только знаний, но и культуры страны, в которой обучаются иностранные граждане.
В настоящее время образование столкнулось с новыми реалиями:
• возникновением глобального информационного пространства;
• получением доступа к новым информационным технологиям;
• ростом объема знаний и быстрым их «старением»;
• появлением мирового рынка образовательных услуг;
• переходом от традиционного к инновационному обучению;
• постоянно расширяющейся академической мобильностью и т.д.
Важно подчеркнуть, что сегодня кардинально изменились и условия работы преподавателей в иностранной аудитории. Появление глобальной информационной сети Интернет, возможность использования мультимедийных электронных сред как средства обучения – все это коренным образом меняет роль преподавателя. Если в традиционном образовании главным носителем информации был преподаватель, его слово, то в настоящее время поменялся тип получаемой информации. Изменился и арсенал средств, которыми располагают сегодня учащиеся. Это – электронные словари с переводом на несколько иностранных языков, ноутбуки, нэтбуки, смартфоны, подключенные к Интернету и т.д. Современные студенты отдают предпочтение не традиционным бумажным, а электронным носителям информации. Эти обстоятельства побуждают искать новые формы сочетания обучения с современными информационными технологиями.
Образовательная модель, основой которой являются информационные и мультимедийные технологии, знаменует собой подлинный технологический прорыв в методологии, организации и практической реализации учебного процесса. В этой связи изменяются требования как к самому процессу обучения, так и к преподавателю. Это, в первую очередь, должно быть:
• новое качество образования, его непрерывность;
• умение постоянно обучаться;
• способность к поиску новых знаний;
• постоянное творческое самоусовершенствование.
Важнейшим средством непрерывного образования преподавателей сегодня является Интернет. Длительное время в вузах возможность работы с компьютером была уделом избранных специалистов, а сегодня преподаватели и студенты получили доступ к новым информационным технологиям. Любой пользователь может получить информацию и знания, необходимые для него.
Интернет является важным подспорьем преподавателям в научно-исследовательской работе, при подготовке диссертаций. Педагоги получили возможность знакомиться с совершенно новыми по своей форме и структуре материалами, системный анализ которых ранее был невозможным. При существующих ныне трудностях в получении отечественной и зарубежной литературы, Интернет нередко является средством знакомства будущих исследователей с современным состоянием науки, ее проблемами.
Сеть Интернет реально используется и для проведения научных, научно-методических конференций (в режиме онлайн), дискуссий. Рамки таких конференций не имеют границ, поэтому Сеть может быть идеальным средством для апробации научных идей, тем более, что проблемы с публикациями работ снимаются.
Широкое использование Интернет способствует не только непрерывному образованию педагогов, но и повышению качества обучения будущих специалистов. Вместе с тем, необходима разработка моделей и программ переподготовки преподавателей в соответствии с их ролью в новой парадигме образования, основанной на внедрении новых информационных технологий.
Помочь обеспечить профессиональную компетентность преподавателей в новых условиях призван Республиканский институт высшей школы. Предлагаемые педагогам программы должны отражать изменения, происходящие в мире образования. Шагом вперед стало появление в РИВШ в 2010-2011 учебном году таких новых программ как «Факультет в системе менеджмента качества высшего учебного заведения», «Кафедра в системе менеджмента качества вуза», «Интерактивные технологии работы с молодежью в процессе совершенствования идеологической и воспитательной работы в вузе» и др. Разработка этих программ явилась ответом на внедрение в вузах республики системы менеджмента качества.
Рост спроса на образовательные услуги со стороны граждан зарубежных стран требует особого внимания к подготовке и повышению квалификации преподавателей, работающих с иностранцами. Для преподавателей русского языка как иностранного на базе РИВШ с 2006 года организованы специальные курсы. За эти годы многие педагоги ознакомились с теорией и методикой преподавания русского языка как иностранного, посещают занятия опытных преподавателей, в том числе и кафедры русского как иностранного и общеобразовательных дисциплин факультета доуниверситетского образования БГУ. Все это способствует распространению опыта работы ведущих кафедр РКИ г.Минска и Республики Беларусь, оказывает необходимую помощь молодым преподавателям.
Свой вклад в повышение профессиональной компетенции преподавателей вносит и кафедра русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин факультета доуниверситетского образования БГУ. Используя различные формы повышения квалификации, педагоги кафедры стремятся идти в ногу со временем. На кафедре подготовлен к печати и апробирован в учебном процессе учебник «Учим русский в Беларуси», ряд учебно-методических пособий, 16 преподавателей за последние два года обучались по разным образовательным программам РИВШ. Только в 2009-2010 уч.г. преподаватели выступили с докладами на 15 международных научно-методических и научно-практических конференциях.
Сегодня перед кафедрой стоит важная задача внедрения информационных технологий в процесс обучения иностранных учащихся, создания учебно-методических комплексов по всем дисциплинам. Все это должно способствовать повышению профессиональной компетентности преподавателей, качества обучения иностранных граждан.
Вместе с тем, на наш взгляд, вся система обеспечения профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации требует модернизации. Это и приглашение ведущих специалистов из Российской Федерации, проведение онлайн-конференций, мастер-классов опытных преподавателей республики, презентация новаторских технологий, эффективных форм и методов обучения, а также увеличение финансовых средств на их переподготовку, предоставление возможности повышать свою квалификацию не реже, чем раз в два-три года.