Кузьма О.И. ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА В ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ)

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях доминирования телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, учат детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей семи – десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека. В то же время юный читатель интересуется и тем, что происходит в большом мире, поэтому ему адресованы всевозможные детские энциклопедии, в занимательной форме преподносящие новые знания. Вообще, занимательность остаётся главной чертой литературы для детей младшего школьного возраста: они недавно научились читать, чтение для них – всё ещё труд, и сделать его интересным – одна из задач автора [1, с. 56].

Ещё одна особенность современной детской литературы – моделирование ситуаций сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени – стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека [2, с. 38].

По нашему мнению, можно выделить такую важную составляющую детской литературы, как её ориентированность на конкретную аудиторию не только по возрасту, но и по гендерным особенностям. Под гендером мы понимаем социокультурные характеристики женщин и мужчин (девочек и мальчиков), образованные под влиянием норм и установок общественных институтов. Долгое время на специфику читательских предпочтений мальчиков и девочек почти не обращали внимания. А между тем учет гендерного фактора становится одной из важных характеристик во всех исследованиях, в том числе и детского чтения [3].

Мы провели исследование, направленное на изучение читательских предпочтений учащихся 3-го класса СШ №32 г. Гродно (март 2012 г.). Респондентами выступили 10 девочек и 10 мальчиков.

Отметим, что гендерная дифференциация проявляется уже на этапе заинтересованности читательской деятельностью: на вопрос «Любите ли вы читать?» 100%  девочек ответили утвердительно, в то время как у мальчиков мнения разделились: 70%  – «да», 30% – «нет». Это можно объяснить наличием разных интересов у мальчиков и девочек, а также разной степенью заинтересованности читательской деятельностью и уровнем познавательной активности.

В целом, читательские предпочтения младших школьников можно представить следующим образом (у респондентов была возможность выбора нескольких вариантов):

у девочек:

1)  детские журналы (90%);

2)  о природе и животных, фэнтези (70%);

3)  сказки, стихотворения (60%);

у мальчиков:

1)  фэнтези (80%);

2)  ужасы (70%);

3)  исторические, детские журналы (50%).

Со всей очевидностью можно утверждать, что девочки предпочитают традиционную детскую литературу. И книги о природе и животных, и стихотворения отражают описательный взгляд на жизнь, характерны для типично женского миросозерцания. В то время как мальчики ориентированы на выбор тех произведений, которые представляют динамичную картину мира, предлагают быстроразвивающийся сюжет (фэнтези, ужасы, исторические книги). Единственное, что сближает в читательских предпочтениях девочек и мальчиков, это детские журналы, которые содержат ранжированные гендерно ориентированные рубрики для детей соответствующего возраста.

Отметим, что в качестве своего варианта ответа 20% девочек и 10% мальчиков предложили детективы, а ещё 10% мальчиков выбрали приключения. Детективы – это новый жанр детской литературы, который становится весьма популярным в силу простых элементов сюжета, но искусно созданной интриги, пробуждающей естественное любопытство детей. Серия “Детский Детектив” – это собрание произведений известных авторов, написаны для детей и подростков: в этих книгах все почти так, как во “взрослых” детективах: загадки, преступления, расследования, но есть в них и легкость стиля, свойственная как раз именно детской литературе, юмор, яркие характеры.

Анализ ответов третьеклассников по характеристике любимой книги  продемонстрировал, что из 6 предложенных признаков (название, автор, о чём книга, что заинтересовало, какие герои, что в ней поучительное) младшие школьники смогли дать только название книги, указать автора. 20% девочек и 40% мальчиков  предложили следующие характеристики: «В. Драгунский. «Денискины рассказы». Книга о приключениях Дениса и его друзей» (Коля), «А. Иванов. «Хома и Суслик». Книга о приключениях двух друзей» (Роман), «Ганг Христиан Андерсен. «Русалочка». Книга о Русалочке и о принце» (Злата), «Школьные приколы. Книга о разных смешных историях» (Маргарита).

Среди книг предпочтение отдано «Денискиным рассказам» В. Драгунского (10% девочек и 20% мальчиков), очевидно, из-за того, что произведения проходили на уроках внеклассного чтения.

20% девочек в качестве любимой книги выбрали произведения Э. Успенского, 20% мальчиков – книги А. Иванова.

Отметим, что 40% девочек дали характеристику смешным рассказам и «Школьным приколам» (без указания на автора), 30% мальчиков описали книги, посвященные приключениям (также без указания автора).

Следует отметить, что не у всех респондентов совпадает предпочитаемый жанр литературы с жанром указанной любимой книги.

На основании проведённого эксперимента можно утверждать, что гендерный фактор в полной мере проявляется в литературе для младших школьников.

Литература развивает способности детей. Благодаря ей, дети мечтают, фантазируют, изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно представить настоящего детства.

 

Список литературы

1. Голубева, Е.И. Что происходит в детском чтении / Е.И. Голубева. –  Книжное дело. – 2004. – № 1. – 68 с.

2. Кутейникова, Н.Е. К вопросу о современных книгах для детей / Н.Е. Кутейникова. – Русская словесность. – 2001. –  № 4.

3. Кавинкина, И.Н. Формирование конструктов маскулинности и феминности у младших школьников / И.Н. Кавинкина // Педагогика и психология детства: современное состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практ. конф., Гродно, 20–21 мая 2010 г. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С. 35 – 41. – Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/cgi-bin/lib.cgi/

Запись опубликована в рубрике Культура речи в современном учреждении образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>