Клишина Ю.П. ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

Весь мир — театр.
В нем женщины,

мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…

В. Шекспир

 

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально-биологических, либо биосоциальных закономерностей [1].

Одной из сторон гендерного фактора являются гендерные роли. Гендерная роль – это внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют судить о принадлежности кого-либо к мужскому или женскому полу. Обычно считается, что гендерная роль есть индивидуальное проявление степени усвоения общественных норм гендерной идентичности. В такой трактовке социальный фактор формирования гендерной роли может сводить к минимуму даже физиологические различия между мужским и женским организмами [2].

Каждый из нас играет свою роль в жизни: сын, дочь, мать, отец, друг, врач, учитель и т. д. Воспитывая ребёнка, окружающие готовят его к успешному выполнению тех ролей, которые будут нужны ему в будущем для реализации имеющихся возможностей. И, конечно же, у каждого человека есть свои идеалы поведения и «проигрывания» тех или иных ролей, поэтому для каждого мальчика, девочки будут созданы условия согласно тем нормам и правилам, которые подходят окружающим, а также среде их общения.

История показывает, что различия между ролями мужчин и женщин всегда были разнообразны: начиная с затворнического образа жизни женщины и полного подчинения мужчинам и заканчивая одинаковым положением в обществе тех и других. В наше время с его различными нормами и свободами, воспитание мальчиков и девочек редко отличается, и с возрастом дети сами выбирают те позиции жизни, которые им удобны. Однако до сих пор существуют гендерные стереотипы, представления о том, как должны себя вести люди женского или мужского пола. Мальчику с ранних лет твердят: будь мужественным, сильным, спокойным, деловым, умным, решительным; девочке: будь ранимой, хрупкой, нежной, ласковой, мягкой. Но можем ли мы сказать, что не встречаются логичные женщины и чувственные мужчины; активные, властные, доминантные, агрессивные женщины и пассивные, подчиняющиеся мужчины?

Традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархальные стереотипы взаимодействия полов в общественной сфере. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными гендерными отношениями в современном обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальности, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений.

Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов. Для этого педагогическому коллективу необходимо обладать гендерной чувствительностью:

• способностью педагога воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербальных, невербальных и предметных влияний социальной среды, методов и форм работы с детьми, направленных на формирование гендерной идентичности ребенка;

• способностью улавливать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола.

Осуществлять гендерный подход в образовании детей – это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, но ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола [3].

У ученых нет однозначного ответа на вопрос, какие факторы – биологические или социальные, – приводят к психологическим, социальным, профессиональным различиям между мужчинами и женщинами. Однако следует учитывать, насколько эти различия велики, как они проявляются, действительно ли существуют «универсальные» характеристики, существенные для мальчиков или девочек. Не менее важно отметить, что речь идет не о сформировавшихся мужчинах и женщинах, а о формирующемся организме детей. Некоторые учёные выделяют в качестве особенности «левополушарность» девочек и «правополушарность» мальчиков, объясняя несведущим родителям или педагогам различия в способности решать математические задачи или писать стихи. Однако научных доказательств подобных различий нет. При любой интеллектуальной деятельности (особенно такой сложной, как письмо, чтение, решение математических задач) у ребенка активно включаются оба полушария. Более того, чем новее задание, которое ставится перед ребенком, чем меньше он знаком с этой задачей, чем больше доля неопределенности, чем труднее эта задача, тем более активны в процессе деятельности оба полушария. Индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности существуют, и они гораздо значимее, чем половые. Это означает, что есть и мальчики, и девочки, имеющие разную стратегию интеллектуальной деятельности, но нет типичной стратегии, характерной только для мальчиков и только для девочек. Кроме того, большое значение для формирования определенной стратегии деятельности имеют все факторы социального развития: окружающие взрослые и сверстники, круг поддерживаемых интересов, материальные возможности [4].

Принимать или не принимать за основу гендерный, или полоролевой, фактор – дело каждого. Но то, что его нельзя обходить стороной, доказано. Следует понимать различия в воспитании мужского или женского идеала, включать воспитание в такие гендерные рамки, которые не ущемляют индивидуальные возможности ребёнка и позволяют полноценно развиваться. Однако стратегия гендерного равенства не включает полную ликвидацию пола как фактора, а лишь понижает значимость его влияния на будущее ребёнка.

 

Список литературы

  1. Перфилова, Г.Б.  Гендерный поход в обучении и воспитании / Г.Б. Перфилова [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/570550/. – Дата доступа: 23.03.2012.
  2. Жмуров, В.А. Психологическая энциклопедия / В.А. Жмуров [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/978. – Дата доступа: 25.03.2012.
  3. Попова, Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста / Л.В. Попова  [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://psymania.info/gend/polwosp/pedagogika.php. – Дата доступа: 25.03.2012.
  4. Безруких, М. Мнение «Против» / М. Безруких [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:  www.iuro.websib.ru/inf_87.pdf. – Дата доступа: 27.03.2012.
Запись опубликована в рубрике Культура речи в современном учреждении образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>