Кислая О.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у дошкольников к чтению сохраняется. Чем старше ребенок, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

Рассматривая вопрос методики формирования читательских предпочтений,  мы обратили внимание на  технологию формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом  учебников и тетрадей по литературному чтению  и другим предметам.

С целью диагностики читательских интересов детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в старшей группе детского сада (25 человек) г. Гродно по экспериментальной методике Л.М. Гурович. Данная методика была направлена на выявление наличия интереса к чтению у детей среди других видов дея­тельности, а также на изучение особенностей читательских интересов у детей (устойчивость, широта, осознанность).

В результате анализа полученной информации можно сделать следующие выводы. Так, анализируя особенности читательских интересов старших дошкольников, видно, что полученные результаты в беседе и продуктивном виде деятельности – игре – часто не совпадают. В основном это касается выбора предпочтительного жанра той или иной книги. Это свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте дети достаточно слабо дифференцируют литературные жанры (кроме сказок и стихов), часто их путают, о некоторых жанрах (пьеса, повесть) не имеют представления, знают только от взрослых. Следовательно, педагогам в данной группе следует больший упор сделать на развитии умения устанавливать жанровую принадлежность литературных произведений на основе соответствующих признаков (сказка, рассказ, стихотворение и т. д.

Если касаться предпочитаемой тематики, то расхождения в основном видны по двум пунктам «общественная жизнь» и «дети». В первом случае в беседе большинство старших дошкольников назвали данную тематику, т. к. достаточно часто слышали подобную формулировку на занятиях от воспитатели. На самом деле (игра это доказывает), события общественной жизни не совсем интересуют дошкольников. В другом случае, говоря о детях, дошкольники часто не соотносят, что герои многих произведений – это дети, приблизительно такого же возраста как и они. Для дошкольников часто герои литературных произведений ассоциируются с вполне взрослыми людьми, совершающими поступки или попадающими в приключения.

В ходе анализа мотивов читательских предпочтений старших дошкольников, стало видно, что в беседе не все дети любят обсуждать прочитанные книги. На практике же выявилось, что большинство дошкольников после прочтения произведения испытывает желание поделиться полученными впечатлениями и поговорить об этом не только со сверстниками, но и со взрослыми. В игре большее количество детей смогли выявить комплекс мотивов, побуждающий их к чтению. Следует также отметить, что в старшем дошкольном возрасте внелитературный интерес не доминирует. Дошкольников интересует в книге прежде всего интересное содержание и яркое оформление. Что касается категории «нужно прочитать» или «задано прочитать», так называемый учебный интерес, получает развитие у детей в более старшем возрасте, когда начинает доминировать учебная мотивация.

Чтение — условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации программы, касающейся формирования читательских предпочтений, являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.

По нашему мнению, при формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребёнка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» её с непосредственным интересом и увлечением.

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>