Современный уровень развития Интернета определяется как Web 2.0 (Social Web). Web 2.0 – это и новый технологический инструментарий коммуникации (RSS, AJAX, Wiki и др.), и результат его гуманитарного освоения, который и воплощается в блогах, социальных сетях, синдикации контента, фолксономии, поисковой оптимизации, соавторстве и других сервисах социальных медиа.
Социальные медиа (Social media) – новые формы коммуникации производителей информационнного продукта с его потребителями на основе UGC (user-generated content, копродукции контента самими пользователями, когда каждый читатель блога, например, может выполнять функции комментатора, репортёра или редактора данного сервиса). Социальные медиа используют набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой (делиться мнениями и новостями, обмениваться видео, фото, музыкой, налаживать контакты и взаимодействовать). В отличие от СМИ, опирающихся на авторитет, социальные медиа апеллируют к чувству принадлежности к сообществу и с ростом и развитием социальных сетей становятся все более влиятельным фактором регуляции информационного пространства, а посредством его и всего социума.
Сетевые коммуникации всегда были достаточно уязвимы в отношении попыток манипуляции, что объясняется их спецификой (анонимность, физическая непредставленность и нелокализуемость субъектов коммуникации, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации и т.д.). Одним из наиболее изощренных способов манипуляции в социальных медиа является астротурфинг (astroturfing) – искусственное формирование общественного мнения или эмуляция общественной поддержки путём масштабного комментирования в среде интернет-коммуникаций. Термин происходит от названия AstroTurf (синтетическое ковровое покрытие, которое выглядит как настоящая трава).
Астротурфинг может использовать специально нанятых людей, которые на форумах, в блогах и социальных сетях пишут заказные посты и комментарии с целью создания впечатления спонтанной, массовой поддержки или осуждения заданных реалий (товара, продукта, сервиса, события, точки зрения и т.п.). Так, еще в 2008 году, по данным британской газеты The Guardian, в Китае насчитывалось 300 000 астротурферов, задачей которых являлась организация противостояния негативной информации о КНР, появившейся, в частности, после обнародования фактов массового отравления детей китайскими молочными продуктами. Астротурфингом как эмуляцией общественной поддержки пользовалась команда избирательного штаба кандидата в президенты США Джона Маккейна [1]. Повышение эффективности астротурфинга было реализовано на основе адаптации к его задачам технологии ботов (bot, сокр. от англ. robot) – специальных программ, выполняющих автоматически или по заданному расписанию какие-либо действия через те же интерфейсы, что и обычный пользователь. Ко времени интерграции ботов в астротурфиг уже существовали структуры, использующие их для доступа к медиа (например, webot.com для передачи персонального медиа из многочисленных источников). Были и боты для имитации действий человека, которые могли выдавать достаточно адекватные ответы на вопросы о прогнозе погоды, результатах спортивных соревнований, курсах валют, биржевых котировках, комментировать определённые фразы, отправленные пользователями (по сопоставлению с образцом). Сегодня широкое распространение в астротурфинге получили технологии виртуальных собеседников с естественноязыковым интерфейсом (intelligent system chatterbot) для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими пользователями на основе базы знаний, системы реакций на ключевые слова, блоков лингвистического, логико-математического и семантического анализа.
Актуализация проблемы астротурфинга определяется не только все более широким применением этого способа манипуляций в сетевых медиа в традиционных областях (для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах и решения частных маркетинговых задач). В последнее время появились масштабные прецеденты использования астротурфинговых технологий в области межгосударственных отношений и геополитики (для искусственного управления общественным мнением, организации поддельных кампаний в Интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требует чего-то конкретного либо выступает против чего-либо) [2]. Сегодня астротурфинг используется не только корпоративными лоббистами, вирусными маркетологами или политтехнологами, но также спецслужбами для манипулирования участниками социальных сетей и целыми сетевыми сообществами, которые насчитывают уже сотни миллионов человек (твиттер-революции, обсуждение публикаций викиликс и т.п.) [3]. В связи с новыми задачами, которые ставятся перед астротурфингом, и новыми возможностями организаторов астротуфинговых проектов он переходит на новый технологический уровень, в котором интегрируются мощнейшие программные средства с человеческим потенциалом.
Согласно авторитетному американскому политическому блогу Daily Kos [4], астротурфинговые компании сейчас располагают информационными технологиями для управления персональными аккаунтами (учетными записями), которые оказывают мультиплицирующий эффект в отношений усилий каждого астротурфера, создавая впечатление, что присутствует большая поддержка того, что корпорация или правительство пытаются сделать. Это программное обеспечение автоматически генерирует все окружение, которым должен обладать настоящий человек в Интернете: имя, адрес e-mail, веб-страницы, активность в социальных сетях. Фальшивые аккаунты могут поддерживаться и обновляться посредством автоматической републикации постов (записей в блогах) или ссылок на контент, публикуемый где-то еще, чтобы усилить впечатление, что владельцы этого аккаунта реальны и активны. Астротурферам могут присваиваться предварительно «состаренные» аккаунты для создания им ложных сетевых историй.
Обвиняя КНР и страны СНГ в использовании астротурфинга для манипулирования оппозиционными властям сетевыми структурами гражданского общества, США (по данным The Guardian) объявили, в свою очередь, открытый тендер среди компаний на разработку программного обеспечения для управления персональными данными. Данные технологии должны быть способны создавать по 10 виртуальных персон на каждого пользователя, снабжать их бэкграундом, историей, технически, культурно и географически согласующимися дополнительными деталями и элементами киберприсутствия. Эти персонажи должны иметь возможность в любой точке планеты взаимодействовать посредством социальных медиа-платформ. Технология должна автоматически снабжать своих астротурферов отбираемыми в случайном порядке ежедневно меняющимися IP-адресами, посредством которых они реально могли бы выходить в Интернет и одновременно создавать статические IP-адреса для каждого виртуального персонажа, позволяя разным астротурферам выглядеть как одно и то же лицо, скрывая существование операции. Программное обеспечение должно также позволять смешивать веб-трафик астротурферов с трафиком множества пользователей вне организации для обеспеченияе прикрытия [5]. Лингвистическое обеспечение астротурфинга сегодня основано на системном использовании квантитативной, компьютерной, корпусной и суггестивной лингвистики и включает в себя технологии структурной, лингвистической и семантической разметки электронных гипертекстов, фоносемантического и статистического анализа, Data Mining, приложения искусственного интеллекта, семантического поиска, компьютерной лексикографии и перевода.
Технологии астротурфинга широко используются для фальсификации даже самой постановки проблемы астротурфинга в сетевом дискурсе. В свою очередь, высокотехнологичные и организованные латентные попытки преднамеренной дискредитации и фальсификации проблемы астротурфинга, в том числе ее тотального отрицания, являются достаточно надежным свидетельством ее важности и актуальности [6].
Проблема манипуляции в социальных медиа, и астротурфинга в частности, не может быть полностью решена только на технологическом уровне (как информационном, так и лингвистическом), т.к. фундируется другими уровнями реальности (социальной, политической, экономической). Эффективное противостояние австротурфингу сегодня возможно только на основе использования самых современных информационных и лингвистических технологий, отставание в которых в контексте современной глобальной информационно-коммуникационной среды представляет серьезную угрозу ее субъектам (от суверенного государства до свободной личности).
Список литературы
1. Пятая колонна Интернета, или что такое Астротурфинг? [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.internews.kz/newsitem/29-09-2008/5007 – Дата доступа 25.03.2012.
2. Политический астротурфинг в Беларуси [Электронный ресурс] / Режим доступа http://eot.by/?p=729 – Дата доступа 25.03.2012.
3. Этлинг Брюс, Роберт Фарис, Джон Палфрей Уязвимость и перспективы онлайн-организаций [Электронный ресурс] / Режим доступа http://russ.ru/layout/set/print//pole/Politicheskie-izmeneniya-v-vek-cifrovyh-tehnologij – Дата доступа 25.03.2012.
4. La Feminista Astroturfing The Internet and Stalking [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.dailykos.com/story/2011/02/27/950626/-Astroturfing-The-Internet-and-Stalking – Дата доступа 25.03.2012.
5. George Monbiot The need to protect the internet from ‘astroturfing’ grows ever more urgent [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.guardian.co.uk/technology/2011/mar/17/us-spy-operation-social-networks – Дата доступа 25.03.2012.
6. Anne Applebaum The Twitter Revolution That Wasn’t [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/04/20/AR2009042002817.html – Дата доступа 25.03.2012.