Наумович Д.И. СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Современный уровень развития общества, непрерывные социально-экономические преобразования сформировали новые требования к существующей системе образования, важное место в которой занимает начальное обучение.  Последнее предполагает, прежде всего, подготовку младших школьников к самостоятельному усвоению знаний и их пополнению как предпосылку для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей, дарований. Это, в свою очередь, предусматривает овладение учащимися рядом мыслительных операций и приемов, в том числе и умением устанавливать причинно-следственные связи. Однако в современной школе часто практикуется трансляция готовых знаний и заучивание алгоритмов действий, а нестандартные и несвоевременные вопросы «почемучек» зачастую обрываются либо вовсе не берутся во внимание, так как могут вызвать споры в классе, тем самым нарушив привычный ход урока. Кроме того, нередко учителя минимизируют количество творческих заданий, что тормозит развитие логического мышления, а значит и овладение важными мыслительными операциями, среди которых особое место занимает понимание причинно-следственных связей и отношений.

Таким образом, одной из важнейших задач современной начальной школы является создание соответствующих условий для развития у ребёнка критического мышления и творческого потенциала. Младший школьник должен научиться рассуждать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и явлениями, делать выводы, применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Для определения условий формирования умения устанавливать причинно-следственные связи в начальной школе нами были проанализированы учебные пособия для 1- 4 классов (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Количественные показатели содержания заданий на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в начальном обучении (на основе учебных пособий)

Следует отметить, что учебные пособия для 1-го класса ориентированы на освоение младшими школьниками простейших логических приёмов и операций. Дети учатся выделять признаки, определять существенные и несущественные свойства предметов,  сравнивать их по одному или нескольким основаниям, анализировать, группировать, осуществлять простейшие умозаключения и т.д. Таким образом, учебный материал 1-го класса направлен на подготовку младших школьников к усвоению более сложных логических операций, среди которых и умение устанавливать причинно-следственные отношения. В этой связи данные учебные пособия не были включены в диаграмму.

Особое внимание мы обратили на содержание учебного материала в пособиях для 3-го класса.

На основании методических разработок учителей-практиков нами была проведена классификация заданий на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (таблица 1.1)

 

Таблица 1.1 – Классификация и количественные показатели заданий на установление причинно-следственных связей

(на примере учебников и учебных пособий для 3 класса)

* Причинно-следственные связи

Мы разделили данные задания на 4 группы:

  • Задания на установление явных причинно-следственных связей. Например:

Как изменится разность 43 – 17, если уменьшаемое увеличить (уменьшить) на 6? Если вычитаемое увеличить (уменьшить) на 5? (3, с. 18).

  • Задания на установление скрытых причинно-следственных связей. Например:

Рассмотрите рисунки луга и водоёма. Расскажите, как связаны между собой растения и животные. (1, с. 43).

  • Задания на определение возможных причин и следствий заданного явления, события.

Например:

Подумай, что будет, если высохнут маленькие ручейки и речки, впадающие в большую реку? По какой причине они могут высохнуть? (1, с. 42).  

  • Задания на поиск причинно-следственных отношений между заданными (данными) объектами, явлениями.

Например:

Сочините рассказ на тему: «Как я был в цирке». Слова-помощники: манеж, жонглёры, дрессировщик, животные, настроение. (2, с. 54).

Подробный анализ учебного материала на основе пособий для 3-го класса показал, что его содержание не может в полной мере способствовать формированию у младших школьников понимания причинно-следственных связей и отношений. Это связано, в первую очередь, с тем, что объём упражнений и задач по развитию данного приёма логического мышления составляет лишь 10,28 %. При этом 4,61 % заданий связаны с установлением внешне представленных связей, зависимостей и отношений, что говорит о репродуктивном характере учебной деятельности, который, как известно, связан с усвоением готовых знаний и последующим их воспроизведением в стандартных ситуациях. 3,71 % упражнений направлены на поиск скрытых причинно-следственных связей. Эти задания связаны с продуктивностью детского мышления, так как требуют глубокого усвоения знаний, быстрого темпа овладения ими, перенос и применение их в относительно новых условиях. Развитию нестандартного, творческого мышления способствуют задания на поиск возможных причин и следствий заданных событий, на моделирование причинно-следственных отношений между объектами. Однако количество подобных упражнений (1,07 % и 0,90 % соответственно), а также то, что  большинство из них относится к заданиям повышенной сложности и, в этой связи, не выполняется значительной частью учащихся, не позволяет успешно освоить данные способы деятельности, а значит, и полноценно сформировать у младших школьников умение устанавливать причинно-следственные связи.

Содержание учебников и учебных пособий занимает центральное место в системе начального обучения. В этой связи успешное овладение младшими школьниками умением устанавливать причинно-следственные связи и отношения возможно при включении в содержание начального обучения соответствующих заданий, которые направлены не только на усвоение учебного материала, но и на формирование уже в младших классах причинного, аналитического мышления, а это, в свою очередь станет фундаментом полноценного умственного развития ребёнка.

 

Список литературы

  1. Вдовиченко, В.М. Человек и мир: учеб. пособие для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – Мн.: Нар. асвета, 2006. – 135 с.
  2. Воропаева, В.С. Литературное чтение: учеб. пособие для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – Мн.: Местный Литературный Фонд, 2007. – 128 с.
  3. Чеботаревская, Т.М. Математика: учеб. пособие для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Т.М. Чеботаревская, В.Л. Дрозд, А.А. Столяр. – Мн.: Нар. асвета, 2007. – 143 с.

 


 

 

Запись опубликована в рубрике Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>