Ребенку предстоит овладеть в детском саду множеством знаний, умений и навыков. Но для того чтобы его труд наиболее рационален, ребенок должен быть хорошо подготовлен.
Знакомить детей с сравнением величины предметов необходимо для того, чтобы выработать в них навык в употреблении точных выражений при сравнении величины предметов, что облегчит им как изложение своей мысли при передаче ее словами, так и понимание речи других. Существует мнение среди некоторых руководителей, что дети приходят в школу с готовыми понятиями о величине предметов. На практике получается совсем другая картина.
При сравнении роста детей, дети про высокого ребенка говорят, что он большой, а не высокий, при виде двух книг одинакового формата, но различной толщины, дети говорят, что одна книга больше, другая меньше, а не толще и тоньше. При сравнении двух карандашей одинаковой толщины, но разной длины, дети называют один карандаш больше, другой меньше, вместо того, чтобы сказать, что один карандаш длиннее, а другой короче. Сравнивая две полоски бумаги одинаковой длины и толщины, но разной ширины, дети называют одну из них большой, другую маленькой, а не широкой и узкой. Одним словом, у них на все сравнения величин один ответ: больше-меньше.
Сравнение как логическое средство познания представляет собой единство простейших логических операций – качественного отождествления и количественного различения. В процессе сравнения прежде всего происходит установление тождества сравниваемых объектов по какому-либо качеству или качественное отождествление их. Два или несколько объектов являются качественно тождественными, если они обладают одним и тем же свойством, независимо от величины интенсивности его для каждого из них.
В структуре элементарного сравнения мы обнаруживаем следующие элементы: 1) объект, который подвергается сравнению (условное название — прототип), 2) объект, с которым сравнивается первый (модель), 3) свойство, по которому сравниваются объекты (основание сравнения),
4) количественное выражение качества (вывод из сравнения) [1, с. 8-9].
Для того, чтобы дети научились сравнивать величину предметов и явлений в небольшой сравнительно срок, потому что в нулевом классе программа навыков довольно большая, а времени дается меньше, чем в детских очагах, где дети проводят почти весь день, занятия нужно провести фронтально, по определенному плану, в котором должно быть отмечено четыре момента: образ, опыт, проверка и фиксация.
Педагог должен приготовить для занятий различные коллекции предметов, выясняющих ту или иную величину, и этим возбудить в детях интерес и захватить их внимание, чтобы данное восприятие получилось более отчетливо.
Второй момент в работе – это опыт. Путем лабораторно- исследовательского метода дети выясняют данную величину. Сперва сравнение величины производится при помощи зрения и осязания вместе, затем порознь, т. е. зрением без осязания и осязанием при закрытых глазах.
За опытом следует проверка полученных детьми восприятий. Дети должны назвать из окружающей их обстановки несколько таких однородных предметов, где бы данная величина имела место, например: один кусок мела больше, другой меньше; один карандаш длиннее, другой короче; одна электрическая лампочка висит выше, другая ниже. Вслед за этим дается другое упражнение, более сложное, а именно, привести в пример предметы, не находящиеся перед глазами детей. Вопрос ставится так: какие бы дети могли назвать предметы, находящиеся на улице, на дворе, у себя дома, про которые можно было бы сказать, что один из них толще или тоньше, выше или ниже; смотря по тому, какое понятие прорабатывается в данный момент. Приведенные примеры детьми разбираются, обсуждаются, исправляются. Проверка укрепляет полученные восприятия детьми, помогает им разобраться в ошибках, вызывает здоровую и разумную критику, приучает детей высказывать мотивировку по поводу сделанных ими замечаний в отношении ошибок товарищей. Во время проверки обычно завязывается живая и очень интересная беседа, вполне посильная для детей, т. к. они судят хотя и с точки зрения математики, но о простых, доступных детскому пониманию, вещах. Следующее упражнение будет состоять в том, чтобы приучить детей воспринятую ими величину от сравнения предметов перенести на другие предметы, чтобы приучить детей к образному сравнению [2, с. 5-6].
Передовые учителя широко используют дидактический прием сравнения в процессе обучения, но включение его как сознательного и целенаправленно проводимого приема не всегда обязательно. Изучение и анализ передового опыта учителей привели нас к выводу, что в некоторых случаях использование сравнения является необходимым условием сознательного усвоения знаний. Как мы установили, сравнение необходимо: а) при осмысливании противоположных понятий (например, понятий «рабовладелец» и «раб»); б) при изучении развития явлений или процессов; только проведя сравнение, учащиеся получают конкретное представление о происшедших изменениях в самом явлении, в его связях с окружающей средой; в) при определении удельного веса явления в окружающей среде.
В связи с этим, выработка умения сравнивать предметы и явления у дошкольников является необходимым компонентом школьной готовности.
Список литературы
1. Кириллова, Г.Д. Сравнение в процессе сознательного и прочного усвоения знаний учащимися / Г.Д. Кириллова // Акад. пед. наук РСФСР; Ин-т теории и истории педагогики. – М., 1953. – 16 с.
2. Глаголева, Л.В. Сравнение величины предметов в нулевых группах школ / Л.В. Глаголева. – М., 1930. – 27 с.