Компетентностный подход, реализуемый современным высшим образованием, предполагает развитие у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его конкурентоспособность на рынке труда. Современное общество заинтересовано в специалисте, который обладает не только, ключевым набором профессиональных компетенций, но и определенным набором социально-психологических и коммуникативных компетенций, которые позволяют ему быть боле востребованным на рынке труда и адаптивным в профессиональной деятельности.
Среди отечественных психологов можно выделить ряд исследователей, которые уделяют внимание способностям, обеспечивающих успешное общение и взаимодействие людей. Изучаются различные составляющие коммуникативной компетентности как системы личностных качеств, как ряда умений и навыков взаимодействия, системы сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать оптимальные решения (В. Н. Куницына, Ю. Н. Емельянов, А. Л. Южанинова и др.). Исследуются механизмы и условия формирования и развития компетентности в общении, особенности социальной перцепции и социального интеллекта на различных возрастных этапах, в разных профессиональных группах [3,16].
При анализе умений решать межличностные проблемы, говорят о социально-психологической компетентности, коммуникативной компетентности, компетентности в общении [8, 13]. На формирование коммуникативной компетентности влияют различные индивидуально-психологические и социально-психологические факторы. Они обусловлены высшей нервной деятельностью, потребностями, интересами, мотивацией, способностями, индивидуально-психологическими характеристиками человека, а также условиями жизни в социальной среде, социальным опытом индивида [4]. Однако, на наш взгляд, в исследованиях недостаточно внимания уделяется прогностическим способностям субъектов общения.
Как отмечают ученые (Дж. Гилфорд, В. Н. Куницына, А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, А. Л. Южанинова, Г. Смит), в структуру таких понятий, как: социальный интеллект, социальная компетентность, социально-перцептивная компетентность, сенситивность и т. д., включены умения прогнозировать развитие ситуаций межличностного общения, предугадывать изменения в развитии жизненных ситуаций, умение строить гипотезы о точках зрения партнеров, строить прогнозы отношения партнеров к предмету общей деятельности.
В последнее время в отечественной и зарубежной науке внимание исследователей привлекает антиципация человека как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий. Она имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, являясь основой целеполагания, целеобразования, планирования. В антиципации проявляются когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психического [12].
В науке подробно исследованы следующие аспекты проблемы антиципации: нейрофизиологические, психофизиологические основы (И. П. Павлов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, В. М. Русалов), роль антиципации в обеспечении познавательных психических процессов (А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, О. К. Тихомиров, И. Б. Шиян, И. М. Фейгенберг, А. К. Осницкий и др.), особенности вероятностного прогнозирования в норме и патологии (И. М. Фейгенберг, Л. И. Переслени, В. В. Гульдан, В. Д. Менделевич, Д. А. Мухаметзянова, Т. К. Чмут, Ч. Р. Громова и др.), развитие антиципации в онтогенезе (Е. А. Сергиенко, Л. А. Регуш), антиципация операторов (В. В. Плохих, В. М. Русалов), коммуникативная антиципация педагогов (И. Г. Батраченко), сотрудников наземной и летной авиации (Н. В. Смирнова).
Тем не менее, проблема развития прогностических способностей на разных этапах онтогенеза, в различных условиях деятельности, социальных институтах, коммуникативный аспект антиципации остаются недостаточно изученными.
Если рассматривать коммуникативную компетентность как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последнем ориентировочную и исполнительную составляющие [8], то можно определить место антиципации в ее структуре. На наш взгляд, антиципационные процессы лежат в основе когнитивной или ориентировочной составляющей коммуникативной компетентности,. Л.А. Регуш пришла к выводу, что протекание социальной перцепции носит прогностический характер и детерминировано процессами антиципации от сенсомоторного до речемыслительного уровня [16].
Антиципация есть тот психический механизм, при посредстве которого происходит детерминация будущим процесса общения [2]. Общение можно рассматривать как процесс постановки и решения коммуникативной задачи. Антиципация в общении выполняет и регулятивную функцию: важные моменты общения составляют синхронизация действий его участников, а также их взаимные стимулирование, регулирование, коррекция и дополнение [5]. Антиципация является основой согласования индивидуальных действий человека с действиями своих партнеров, на основе чего и возможно взаимопонимание [12]. В литературе подчеркивается гипотетический характер человеческого общения [3, 5, 7].
Анализируя исследования различных авторов (Е. А. Сергиенко, Л. А. Регуш), можно сделать вывод, что антиципационные способности начинают формироваться уже с рождения под влиянием природных задатков, воспитания. Однако можно с уверенностью утверждать, что высшие уровни прогностических способностей развиваются только к ранней юности [16]. Юношеский возраст также считается определяющим и для развития социальной и коммуникативной компетентности [16]. В этом возрасте обращенность в будущее, ориентация на формирование временной перспективы, жизненных планов являются главными психологическими составляющими, когда также велика потребность в общении, в формировании значимых межличностных отношений, в понимании другого и себя другим и самораскрытии. Становление личности в юношеском возрасте тесно взаимосвязано с развитием социальной и коммуникативной компетентности [9, 15]. Поэтому взаимопонимание, межличностное восприятие и его согласованность у участников общения столь значимы для успешной адаптации студента в расширяющемся пространстве осваиваемой им социальной реальности.
Все это предъявляет особые требования как к коммуникативной, так и к прогностическим способностям студента.
Таким образом, актуальность изучения антиципационных способностей в связи с проблемой формирования социально-психологической компетентности в студенческом возрасте обусловливается, с одной стороны, недостаточностью разработки проблемы антиципации в общей и социальной психологии и необходимостью изучения прогностических способностей студентов, с другой стороны – важностью изучения антиципации в структуре коммуникативной компетентности.
С целью изучения особенностей коммуникативной компетентности студентов с различным уровнем развития антиципационных способностей нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты 2 – 4 курсов факультетов педагогики и психологии, Гродненского государственного университета в количестве 120 человек.
Для оценки уровня сформированности и особенностей проявления компонентов коммуникативной компетентности студентов были использованы следующие методики: опросник «КОСКОМ-2» В.Н. Куницыной (измерение коммуникативной и социальной компетентности); шкала «Техника общения» Н. Д.Творогова для изучения выраженности коммуникативных умений; методика на определение уровня эмпатических тенденций В.В.Бойко. Для изучения антиципационных способностей студентов нами была использована методика В.Д. Менделевича «Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности)».
В данной статье мы остановимся на результатах исследования прогностической компетентности студентов.
Изучение антиципационных способностей студентов показало, что 44% из них обладают недостаточно развитыми способностями к прогнозированию житейских ситуаций и событий обыденной жизни, затрудняются в предугадывании поведения окружающих и собственных реакций при различных обстоятельствах. Таких людей, по определению В.Д.Менделевича, можно назвать «антиципационно несостоятельными» [14]. Остальные 56% студентов, принимавших участие в исследовании, продемонстрировали «антиципационную состоятельность» или прогностическую компетентность, то есть развитую способность предвосхищать жизненные события, свое поведение и реакции других людей в различных ситуациях. 57% всех опрошенных проявили личностно-ситуативную антиципационную несостоятельность. Такие студенты затрудняются в предвосхищении поступков других людей, не умеют прогнозировать развитие ситуаций межличностного взаимодействия, поведения партнеров в конфликтах, недостаточно предвидят свои собственные реакции и поступки. Остальные 43% студентов проявили достаточно развитые антиципационые способности в личностно-ситуативной сфере. Большинство опрошенных студентов (82 %) демонстрируют недостаточный уровень способностей предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, координировать собственные движения, т.е. проявляют моторную неловкость. Лишь у 25 % испытуемых хорошо развиты способности прогнозировать течение и точно распределять время, что говорит об их временной антиципационной состоятельности. Остальные 75 % студентов не умеют планировать время, распределять его на разные виды деятельности.
Список литература
1. Аминов Н. А. , Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих учителей // Психологический журнал, 1992., № 5.
2. Батраченко И. Г. Психологический анализ антиципации в педагогическом общении: Дисс… канд. психол. наук. – Киев, 1991.
3. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1995.
4. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития (на примере студентов – будущих педагогов-психологов): Дисс… канд. психол. наук. – Томск, 2004.
5. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. – М., 1977.
6. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. / Под общ. ред. А. А. Бодалева, – Краснодар, 1975. – С. 17-19.
7. Еремеев Б. А. Об одном методе изучения социальной перцепции // Методы социально-психологических исследований/ Под ред. М. А. Меньшиковой, – М. 1975. – С. 149-155.
8. Жуков Ю. М. , Петровская Л. А. , Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1990.
9. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: Дисс… канд. пед. наук. – Ставрополь, 2006.
10. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура функции, взаимодействие. //Теоретические и прикладные вопросы психологии. /Под ред. А. А. Крылова. – СПб., Ч. 1, 1995. – С. 48-59.
11. Лежнина Л. В. Взаимосвязь наблюдательности будущих педагогов и успешности их эмпирических прогнозов: Дисс… канд. психол. наук. – СПб., 1995.
12. Ломов Б. Ф. , Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. – М., 1980.
13. Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: Автореферат дисс… канд. психол. наук. – СПб., 2003.
14. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. / Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4.
15. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб., 2005.
16. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб., 2003.