На значимость общения в развитии подростков указывают такие ученые, как Г.М. Андреева, В.Г. Бочарова, И.С. Кон, Л.И. Новикова, И.И. Рыданова, Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Щуркова и др. С точки зрения педагогики, общение является фактором социальной жизнедеятельности подростков. Общение играет исключительно важную роль, как в возникновении, так и в профилактике конфликтов. Именно в сфере общения зарождается и начинается большинство конфликтов. Общение − основной инструмент предупреждения и завершения конфликтов. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо учитывать условия продуктивного разрешения конфликтов, возникающих у подростков с родителями, сверстниками, учителями и др., и от которых зависит эффективность развития коммуникативных навыков у подростков. Одним из педагогических условий мы обозначаем готовность подростков к разрешению продуктивных конфликтов. «Сама по себе готовность разрешить проблему вовсе не означает, что оппонент не прав. Это означает, что противоборствующая сторона отказалась от попыток доказать, что другая сторона не права, т.е. оппоненты готовы позабыть прошлое и начать все сначала» [1, с.127]. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда сами подростки и другие стороны конфликтного взаимодействия начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка. Для успешного разрешения продуктивных подростковых конфликтов необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Однако, даже если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. «В межличностном конфликте люди как бы обоюдоскованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой» [2, с. 41]. Готовность к разрешению продуктивных конфликтов, возникающих у подростков, считается важным педагогическим условием, заключающимся в том, что проявление готовности лишь одной из сторон может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.
Следующим педагогическим условием можно обозначить сотрудничество оппонентов в разрешении конфликтов. Сотрудничество можно определить как: а) форма конфликтных взаимодействий, при которой на первый план выдвигается удовлетворение реальных интересов оппонентов. Оно нацелено на решение проблемы, причем подразумевается, что интересы одного субъекта не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены также интересы другой стороны; б) единственный способ выхода из конфликта без урона для обеих сторон. Сотрудничество оппонентов в разрешении конфликтов основывается на идее Н.В. Гришиной, состоящей в том, что «конфликт разрешается не в замкнутом пространстве, где выигрыш одного одновременно означает проигрыш партнера. Пространство конфликта максимально расширяется. Ключевой вопрос выхода «сотрудничества»: «Как нам сделать так, чтобы всем было хорошо?» [3, с.18]. Процесс совместного поиска наиболее приемлемого решения конфликта предполагает сотворчество оппонентов и определяется тем, что: а) отвечает их устремлениям, и тем самым укрепляет и улучшает их взаимоотношения; б) интересы оппонентов удовлетворены как можно более полно; в) проявляется нацеленность оппонентов на конструктивное разрешение конфликтов, способствующая формированию рефлексии подростков и их самооценки, приобретению творческого опыта в продуктивном разрешении конфликтов, осознанию подростками собственного состояния и сосредоточению на своих действиях. В процессе осознания собственных возможностей и способностей в определенной ситуации у подростка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. Оптимальная адекватная самооценка достигнутых результатов является важной стороной процесса самореализации. К оптимальной относится такая самооценка, когда человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой, а также, если он осознает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию и саморазвитию. Уровень рефлексии в конфликтных ситуациях характеризуется нестеротипным осмыслением подростком мотивов своего поведения, основанного на представлении того, как его оценивает и понимает партнер конфликтного взаимодействия. Проявление и развитие рефлексии у подростков в ситуации конфликта зависит от значимости и личностного смысла возникшего противоречия. Если оппоненты стимулируют осознание интуитивно найденного конструктивного результата разрешения конфликта через общение (посредством диалога), то сущность рефлексии может заключаться в переосмыслении подростком собственных представлений и поведения с позиции социальных установок. Уровень рефлексии в конфликтных ситуациях носит поведенческий характер и проявляется в переосмыслении подростком своих действий в конфликте и результата его разрешения с позиции оппонентов. Итогом сотрудничества в разрешении продуктивных конфликтов является развитие комплекса таких важных умений, как установка на понимание и принятие партнера, взаимная терпимость, умение вести диалог, вербализировать результаты совместной работы. Реализация коммуникативного потенциала стимулирует переживания эмоционального удовлетворения подростково-родительским взаимодействием, усиливая проявление творческой инициативы.
Использование разнообразных стратегий поведения и выбор оптимальной стратегии разрешения конфликтов, возникающих у подростков, нами выделено как одно из необходимых педагогических условий. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Анализ педагогической, психологической, конфликтологической и др. литературы показал, что существуют различные подходы к определению стратегий. Исследование показало, что наиболее используемыми являются стратегии поведения в конфликтных ситуациях, основанные на концепции Томаса-Килмена: компромисс, приспособление, сотрудничество, уход, соперничество, уклонение и др. Каждая стратегия наиболее эффективна в той или иной конкретной конфликтной ситуации. Обладание различными стратегиями поведения в конфликте и умениями выбора и выработке разнообразных подходов к разрешению конфликта, адекватному применению их к конкретным конфликтным ситуациям свидетельствует об определенном развитии личности. Поэтому мы считаем, что использование разнообразных стратегий поведения и выбор оптимальной стратегии разрешения подростковых конфликтов является необходимым педагогическим условием, заключающимся в том, что возможность использования множества разнообразных стратегий нацеливает подростков на творческий поиск и приобретение опыта.
Необходимым педагогическим условием, на наш взгляд, является организация общения подростков с субъектами взаимодействия в процессе разрешения конфликтов. Продуктивность разрешения конфликтов зависит от общения между оппонентами, а характер общения определяется стилем взаимодействия. Гуманистическое общение основано на диалоге. Термин «диалог» имеет множество смыслов. Общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений. Оно предполагает совместный поиск общих позиций; взаимную дополняемость позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога; понимание точек зрения партнера, проявление толерантности в отношении к оппоненту, уважительное отношение к иному мнению. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по интересам, поведению и ценностям, т.е. имеют свою индивидуальность. Проявление подростками толерантности будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы, возможности продуктивного разрешения конфликтов между подростками и партнерами конфликтного взаимодействия, гармонизации отношений между ними. В организации общения подростков с партнерами конфликтного взаимодействия необходимо, чтобы акцент делался на формирование эмпатии. В целом конструктивное общение подростков в процессе разрешения конфликтов способствует формированию эмпатии, рефлексии и самооценки у подростков.
Следующее педагогическое условие − учет индивидуальных психологических и социальных особенностей подростков в процессе продуктивного разрешения конфликтов. Группа ученых И.Б. Пономарев, Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева, Л.А. Семчук и др. связывают индивидуальные особенности подростков в конфликте с позитивной функцией конфликта, рассматривая конфликт как средство коррекции индивидуальных особенностей. Учеными обозначены индивидуальные личностные различия: свойства темперамента: импульсивность, вспыльчивость; черты характера: стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие; характеры подростков, типы акцентуаций у подростков. Предотвращая отрицательные последствия конфликтов, очень важно учитывать тип темперамента конфликтующих: холерик отличается повышенной возбудимостью; меланхолик долго помнит и переживает обиду; флегматик трудно доступен для убеждения; сангвиник легко успокаивается, но ему также бывает трудно сдержать свои чувства. Ряд ученых (К.Е. Халин, Ю.В. Климова, Е.В. Левкина, Н.А. Богатырева и др.) указывают на трудности общения с некоторыми людьми, что и создает в отношениях с ними напряженность, которая легко может перейти в конфликт − «трудные» подростки, «конфликтные» личности и др. Отличительные особенности таких людей – вспыльчивость, несдержанность, импульсивность, критичность по отношению к окружающим, завышенная самооценка.
Обогащение подростков знаниями о продуктивных конфликтах и способах их разрешения, на наш взгляд, также является одним из необходимых педагогических условий. Главная способность в конфликте − способность к конфронтации-объяснению. Это − умение отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта. Поэтому с целью формирования у подростков навыков нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизацию, их отношений, целесообразно в учебно-воспитательном процессе педагогам проводить с подростками воспитательные мероприятия по продуктивному разрешению конфликтов. Решая задачи обучения подростков продуктивному разрешению конфликтов, следует учитывать их возрастные и личностные особенности, причины конфликтных ситуаций, стратегии поведения в конфликте. Необходимо научить подростков анализировать конфликтные ситуации и последствия разрешения конфликта, адекватно оценивать свои поступки и действия. Существуют формы проведения воспитательных мероприятий для подростков по продуктивному разрешению конфликтов, такие, как практикумы по культуре общения и конструктивному поведению; тестирование и самотестирование; беседы, семинары (обучающие), собрания, тренинги эффективного взаимодействия, бесконфликтного поведения, ролевые, деловые и тематические игры и занятия; занятия-упражнения (на определение эмоционального состояния подростка, на преодоление страха начала разговора и др.); беседы, инсценировки, театрализованные выступления, сценки, классные и социально-педагогические часы, викторины, практикумы по анализу конфликтных ситуаций, конкурсы рисунков и т.д. В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что обогащение подростков знаниями о продуктивных конфликтах и способах их разрешения является необходимым педагогическим условием, способствующим: приобретению подростками знаний о конфликтах и способах их преодоления; формированию умений подростков строить свои взаимоотношения с родителями и другими членами семьи; развитию навыков адекватного восприятия информации, полученной от других участников взаимодействия, а также развитию умений анализировать полученную информацию; раскрытию сильных сторон подростков и развитию их рефлексивных умений.
Психолого-педагогическая помощь и поддержка подростков в процессе продуктивного разрешения конфликтов основана на оказании превентивной и оперативной помощи. В теоретических и практических исследованиях представителей гуманистической педагогики доказано, что для развития потенциала саморазвития личности необходимо создание определенных условий, ведущих к развитию человеческого в человеке. Условиями, облегчающими оказание психолого-педагогической помощи подросткам, являются: искреннее и правдивое поведение по отношению к другим; способность испытывать теплые чувства к человеку, которому оказываешь помощь; способность чувствовать себя независимым от того, кому помогаешь; умение абсолютно не претендовать на свободу и независимость того, кому помогаешь; способность принимать другого человека таким, какой он есть.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что продуктивное разрешение конфликтов в процессе развития коммуникативных способностей и навыков у подростков осуществляется в результате ряда педагогических условий: готовность к разрешению продуктивных конфликтов; сотрудничество субъектов конфликтного взаимодействия; использование разнообразных стратегий поведения и выбор оптимальной стратегии разрешения конфликтов; организация общения субъектов конфликтного взаимодействия в процессе разрешения конфликтов; управление своими эмоциями, влияющие на положительную настроенность оппонентов друг к другу; учет индивидуальных психологических и социальных особенностей подростков в процессе продуктивного разрешения подростковых конфликтов; обогащение подростков знаниями о продуктивных конфликтах и способах их разрешения; психолого-педагогическая помощь и поддержка подростков в процессе продуктивного разрешения конфликтов, основанная на оказании превентивной и оперативной помощи в решении конфликтных ситуаций, самосовершенствовании и саморазвитии, стимулирующих развитие внутренних сил подростка. Определение педагогических условий продуктивного разрешения конфликтов является важным и необходимым для повышения эффективности развития коммуникативных навыков у подростков.
Список литературы
1. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фейр. − М. 1992. − 298 С.
2. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Козырев. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. − 176 с.
3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина − СПб.: Издательство «Питер» 2000. − 464 с.