Литвинко Д.М. Проблема формирования имиджа учителя

Само понятие «имидж» возникло в США в 60-х гг. ХХ в. В оборот его ввёл американский экономист Болдуинг для определения деловой преуспевае-мости. Этот термин быстро перешёл и остальные социальные отрасли науки. В 70-х гг. ХХ века этот термин стал употребляться и в советской периодической литературе.  Однако это явление изначально получило статус отрицательной ка-тегории. Первым теоретиком имиджа считают немца Николо Макиавелли. Од-нако он не смог в своих работах дать определения этого термина. Так историче-ски случилось, что до сих пор никто не смог аргументировано предоставить та-кое определение термина «имидж», чтобы оно устраивало всех. В зависимости от того, с какой позиции рассматривается это понятие: с точки зрения психоло-гии, социологии, политологии, экономики, педагогики – различные исследова-тели по-разному определяют это явление:
-    имидж какого-либо объекта – это нестереотипный образ, который может иметь стереотипную оценку (а может и не иметь ее), образ, могущий иметь ра-циональный или эмоциональный характер, возникший в психике человека – в сфере его сознания или подсознания в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного на основе воспри-ятия уже оцененного кем-то образа на основе восприятия оценки этого образа, сформированного в психике других людей [1];
-    имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обу-чающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям [2];
-    имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков [3];
-    имидж человека – это мнение о нем группы людей в результате сформиро-ванного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека – это каково о человеке мнение других людей [4].
Вслед за А.А. Калюжным мы считаем, что имидж – это комплекс того, как выглядит человек в глазах других [1].
Отметим, что большинство российских специалистов, занимающихся проблемой формирования имиджа, трактуют и переводят слово «имидж» как образ. Однако слово «образ» в русском языке имеет несколько трактовок: внешний вид, облик, наружность, внешность; живое, наглядное представление о ком-то, о чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведе-ние сознанием предметов и явлений внешнего мира; обобщенное художествен-ное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивиду-ального явления; характер, склад, направление чего-либо; способ, средство [5].
Следовательно, понятие «имидж» из-за большего количества структур-ных единиц шире по своему компонентному содержанию, чем понятие «образ».
Поскольку имидж является сложным, многокомпонентным образованием, соответственно он предполагает определенную градуацию, классификацию и категоризацию его составляющих. Так, Филлип Л. Хансейкер (Philip L. Hunsaker), профессор менеджмента бизнес-школы Университета Сан-Диего считает, что наш имидж состоит из множества компонентов, важнейшими из которых являются: 1) первое впечатление о вас, 2) глубина и 3) широта знаний, 4) гибкость в общении, 5) энтузиазм и 6) искренность [6]. Проанализируем со-держание каждого из данных компонентов: 1) первое впечатление о человеке включает в себя одежду, голос, опрятность, рукопожатие, визуальный контакт и осанку («По одежке встречают…»); 2) всем интересен собеседник, который владеет глубокими знаниями в какой-либо сфере. Такой человек воспринимает-ся собеседниками как эрудированный, интеллектуально высоко развитый и ин-тересный человек; 3) широта знаний подразумевает вашу способность общаться с другими людьми в областях вне поля вашей основной деятельности и знаний. Например, кто выиграл футбольный матч, проходивший в субботу? Каковы по-следние новости в мире? Знакомы ли вы с модными и популярными книгами и фильмами?; 4) гибкость – это готовность и умение адаптировать свое поведение так, чтобы наилучшим образом устанавливать отношения с другими людьми. Гибкость необходима потому, что все люди разные и подходить к ним надо по-разному; 5) энтузиазм, когда человек демонстрирует энтузиазм в отношении самого себя, своих коллег и организации, то же самое отношение перейдет к его коллегам и подопечным; 6) искренность означает, что человеку следует овла-деть всеми перечисленными выше элементами имиджа, а не только демонстри-ровать их на публике: стремиться именно быть, а не только казаться. Необхо-димо приложить максимум усилий, чтобы улучшить первое впечатление о себе, углубить и расширить знания, гибкость и энтузиазм.
В ином ракурсе рассматривает имидж Л.М. Митина. Она предлагает в структуре имиджа профессионала выделять такие составляющие компоненты,
как внешний, процессуальный и внутренний [7].
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластич-ность, выразительность и т.д.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его лич-ность в целом.
В связи с тем, что не существует единого определения понятия «имидж», вполне закономерно возникла проблема сформулировать единое определение термина «имидж учителя». Так возникло несколько значений интересующего нас явления:
- под имиджем учителя понимают символический образ субъекта, созда-ваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участника-ми целостного педагогического процесса [8];
- другая группа учёных (в частности А.А. Калюжный) рассматривает имидж учителя как экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа пе-дагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании [9].
Э. Фромм отмечал, что имидж педагога – это, во многих отношениях, его социально-желательный образ. Для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными лич-ными свойствами.
Наряду с этим в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразо-ванию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональ-ных усилий.
Есть группа учёных, которые предлагают следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.
Несмотря на все эти различия, можно выделить «обобщённые» слагаемые имиджа учителя:
-    визуальная привлекательность;
-    вербальное поведение;
-    невербальное поведение;
-    манеры, этикет;
-    соответствие необходимому образу;
-    обаяние.
Визуальная привлекательность является главным инструментом воздей-ствия на окружающих. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Визуальная привлекательность – это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша при-влекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухо-женность – это показатель культуры человека. Если говорить об стиле одежды, то учитель должен использовать классику. Она символизирует следующие ка-чества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Говоря об одежде, не стоит забывать и об аксес-суарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используют-ся украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца. Если учитель носит серьги, то надо выбирать небольшие, которые не болтаются (это зачастую от-влекает собеседника). То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т.к. они не согласуются с де-ловым стилем. Образ учителя у многих ассоциируется с ношением очков. Од-нако не любые очки подойдут под строгий стиль. Они должны гармонично подходить к чертам лица, не скрывать мимику и не отвлекать внимания учени-ков. Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – совре-менная, но без экстравагантных деталей. Сильным инструментом воздействия является лицо учителя. Лицо учителя должно быть доброжелательно-заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впе-чатление, что он ждет и хочет общения именно с этим конкретным ребёнком. При создании имиджа учителя не стоит забывать и о руках. Несомненно, руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предполагает, что женщина должна носить ногти средней длины, овальной формы и покры-вать их светлым (но в тон губной помаде) цветом. У мужчин ногти должны быть коротко обстрижены и также овальной формы. Многие исследователи считают, что профессионалы, соблюдающие эти простые нормы, добиваются больших успехов.
Вербальное поведение. Мы можем донести информацию не только сло-вом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Объяснения должны быть по-нятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что воспри-ятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Не стоит забывать и о том, что дети не только слышат, но и видят, поэтому нельзя забывать и о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное пове-дение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внима-тельный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют рас-полагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способст-вует лучшему усвоению информации.
Этикет, на наш взгляд, – это основа для построения конструктивного диа-лога между учителем и детьми. Существует речевой и неречевой этикет. Рече-вой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты при-ветствия, прощания, знаки внимания и т.п. Сюда же можно отнести и манеры. Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Всё это способствует созданию имиджа учителя. Поэтому дети так и вос-принимают учителя как профессионала. Однако образ учителя не может быть полным без таких компонентов, как обаяние – это умение светиться людям, обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зараба-тывая людские симпатии; общительность – хороший учитель не станет пренеб-регать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест; неотъемлемым компонентом лич-ности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте.
Общество постоянно предъявляет требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неиз-менным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Именно отношение к сво-ему делу, детям и самому себе помогает создать имидж учителя.
Таким образом, имидж учителя – это то, как учитель относится к своей профессии, своим ученикам и их родителям, коллегам; его воспитанность, сдер-жанность, образованность, терпеливость, творчество. Все это полностью под-тверждается мнением В.М. Шепель: «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, ко-торые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» [10].

Список литературы

1. Калюжный, А.А Социально-психические основы имиджа учителя: ав-тореф. … дис. на соискание учёной степени доктора психологических наук / А.А. Калюжный [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/psiholog/KalugnyAA.doc. – Дата доступа: 08.04.2011.
2. Калюжный, А.А. Содержание профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию школьников: учеб. пособие / А.А. Калюжный. – Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 1994.
3. Антипова, А.М. Технология формирования имиджа учителя / А.М. Ан-типова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/419846/. – Дата доступа: 08.04.2011.
4. Калюжный, А.А. Риторика для учителя: программа специального курса для студентов педагогических специальностей / А.А. Калюжный // – Актобе: Изд-во АктГУ им. К. Жубанова, 1999. – 30 с.
5. Калюжный, А.А. Педагогическая имиджелогия: электронное учебное пособие и программа специального курса для студентов вузов и учителей школ / А.А. Калюжный. – Алматы, 2002. – 136 МВ.
6. Успешные составляющие компоненты имиджа, автор: Филлип Л. Хан-сейкер (Philip L. Hunsaker), профессор менеджмента бизнес-школы Универси-тета Сан-Диего. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post157702294/.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.backwardation.ru/libackwar/psihologiyaipedagogika/ m_v_gamezo_vozrastnaja_i_pedagogicheskaja_psikhologija_13.html#. – Дата дос-тупа: 08.04.2011.
8. Калюжный, А.А .: Социально-психологические основы имиджа учите-ля: автореф. … дис. на соискание ученой степени доктора психологических на-ук / А.А. Калюжный Ярославль-2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delist.ru/article/14112006_kalugnyaa/page6.html. – Дата доступа: 08.04.2011;
9. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – с. 86.
10. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния/ В.М. Шепель – М., 1997.

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>