В условиях современной интеграции Европейских государств повышается мобильность их граждан, связанная с поиском работы, учебы или отдыха. В этой ситуации возрастает роль знания иностранного языка. Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе и особенно актуальна в связи с развитием международных связей Республики Беларусь, с вхождением иностранного языка в сферу делового и бытового общения.
Преподавание иностранного языка в современной школе давно перешагнуло традиционные рамки. Не иностранный язык ради иностранного языка, а изучение иностранного языка как средства коммуникации, обмена информацией. Современный ученик – это личность, которой все интересно. Ему хочется знать культуру других стран, он стремится быть всесторонне развитым. В связи с развитием средств телекоммуникации, информационное поле учащихся сегодня необычайно широко. И как неизбежное следствие – возрастает роль иностранного языка как прикладной дисциплины. Перед современной школой стоит проблема нахождения путей повышения эффективности обучения иностранному языку.
Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика – как средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «Я».
Одним из методов коммуникативного обучения иностранному языку является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения иностранного языка в реальных условиях. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, применение личной ответственности за продвижение в обучении. Этот метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод личностно ориентирован, использует много разнообразных дидактических подходов, самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда. Проектная методика является также и исследовательским методом, особенно в старших классах, и игровым, без которых не обходится обучение на среднем этапе. В процессе обучения совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Овладевая культурой проектирования, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая коллективная работа учащихся, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности (игры, викторины, дискуссии). Проект – это творческое дело коллектива, поскольку коллективная организация учебной деятельности является главным условием успеха. Способ усвоения знаний учащимися должен быть направлен на развитие. А для этого важно, чтобы ученик был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока, т.е. ученик должен быть главным субъектом учебного процесса. Роль учителя – стать организатором общения, помощником и речевым партнером учащегося. Условия для творческого развития и самоактуализации ученика создаются с помощью личностно-ориентированных технологий с гуманистической направленностью.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы современного учащегося, я применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Проекты, предназначенные для обучению иностранному языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; акцент на самостоятельной работе учащихся (групповой и индивидуальной); выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект; отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; наглядное представление результата.
Среди всего разнообразия проектов наиболее популярными при обучении иностранному языку являются такие виды, как групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы; мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью; информационные проекты, направленные на работу с информацией о каком-либо объекте или явлении, а также игровые проекты. Примером информационного проекта может служить проект «Гродно и гродненцы», над которым учащиеся 11 классов работают с большим удовольствием. На основе знаний истории Гродно и изучении биографий выдающихся гродненцев, учащиеся по своему выбору составляют и «издают» путеводитель по Гродно на английском языке. Для этого создаются ученические «издательские» проект-группы. Количественный и функциональный состав групп определяется в зависимости от желания учащихся и сложности предстоящих работ. Учащиеся выполняют проектные работы в виде буклетов, проспектов, альбомов, каталогов с привлечением иллюстративного материала. Большой интерес проявляют учащиеся к проекту «Современный Робинзон Крузо» в рамках учебной темы «Путешествие». Практическим результатом проекта является дневник путешественника.
Проектная работа широко используется во внеклассной деятельности. Здесь наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно они позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную задачу – создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике. В глобальной сети Интернет можно найти множество международных проектов и существуют даже целые программы телекоммуникационных международных проектов. К числу таких программ можно отнести программы виртуальной сети National Geographic Society Kids Network, World Classroom и English-to-go. Эти программы основаны на сочетании сетевых конференций и электронной почты и могут быть использованы учителем для поддержки учебных планов, а материалы конференций могут быть использованы непосредственно на уроках. Похожую систему проектов имеет и другая международная образовательная программа I*EARN (International Educational and Research Network). Эта программа не нацелена на поддержку определенных школьных курсов. Она представляет ее участникам возможность самим выбирать темы, проблемы и организовывать их проведение в разнообразных телеконференциях. Телекоммуникационный проект – это совместная творческая деятельность учащихся партнеров, имеющих общую проблему, цель, методы. Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что, какую бы проблему мы ни взяли, все обсуждение будет проводиться на иностранном языке, т.е. создается языковая среда и условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
Применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, возможность реального общения на изучаемом языке, позволяет разнообразить учебную деятельность, обеспечивает оптимальные условия для речевых умений. Проектная методика дает возможность всем учащимся без исключения проявить себя.
Рубрики
Архив