Иванов С.О. Детская литература как фактор формирования гендерной идентичности младших школьников

Под гендером мы понимаем социальный, психологический и культурно-символический аспекты пола (в отличие от биологической характеристики пола), в которых содержатся неявные ценностные ориентации и установки, воздействующие на роли и поведение женщин и мужчин [1, с. 3].

Являясь аспектом самосознания, гендерная идентичность описывает переживание человеком себя как представителя определенного пола. Необратимость гендерной принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам и сопровождается усилением гендерной дифференциации поведения и установок. Этот возраст можно рассматривать как определенный рубеж в становлении гендерной идентичности. Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
Актуальность темы данного исследования продиктована, с одной стороны, возрастающим интересом гуманитарных наук к гендерной тематике, с другой – потребностями современной школы в воспитании и образовании разных по гендерной идентичности мальчиков и девочек. Особое место в научных направлениях, доминирующей тенденцией которых является ориентация на человека, занимают гендерные исследования. К тому же в методике преподавания литературного чтения гендерные исследования лишь заявлены.
От самых своих истоков детская литература ориентирована на вечные, незыблемые гуманистические ценности, учит различать добро и зло, ложь и правду [2, с. 53–61]. Первыми, кто открывает детям гармонию между прошлым и будущим, заставляя поверить в бесконечность созидательных возможностей человека, оказываются лучшие сказочники, философы, мыслители и пророки: Ганс-Христиан Андерсен, братья Гримм, Льюис Кэрролл, Джон Р.Р. Толкиен.
Отметим, что до сих пор влиятельным агентом гендерной социализации является детская литература, поскольку роль чтения вслух в процессе воспитания остается чрезвычайно важной. Детская литература – литература, которая изначально адресована детям, а также литература, которая, не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения.
На особенности читательских предпочтений мальчиков и девочек долгие годы внимания почти не обращали. А между тем учет гендерного фактора в последнее десятилетие становится одной из важных характеристик во всех социологических исследованиях, в том числе и детского чтения.
Мы провели исследование читательских предпочтений младших школьников СШ № 32 г. Гродно в декабре 2010 г. и сравнили полученные данные с результатами подобных исследований в 1998 и 2001 годах, организованных студенткой И.А. Джигало (данные из дипломной работы, 2002 г.). Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты опроса «Какие книги ты любишь читать?»

Отметим, что детям предлагалось выбрать несколько вариантов (в таблице отражены наиболее популярные либо значимые жанры с позиции детской литературы и детского чтения).
Проанализированные данные распределения читательских предпочтений по жанрово-видовым особенностям детской литературы сведены в таблицу 2.

Таблица 2 Распределение жанрово-видовых предпочтений (на основе ответов о любимой книге)

Как видно из материалов таблицы, мальчикам нравятся приключения, книги про компьютеры и электронику, высоко оцениваются также фантастика, фэнтези и «ужастики».
Что касается читательских предпочтений девочек, то они читают «романы». Под словом «романы» девочки имеют в виду «книги из взрослой жизни», в которых главная героиня – девушка или женщина. Правда, сам конкретный список авторов и произведений может меняться. В 90-е годы ХХ века это были романы Ш. Бронте, Ж. Санд, А. и С. Голон, Ж. Бенцони и др. Сегодня это книги серии «Романов для девочек», «Любимые книги девочек», «Школа в Ласковой долине» Ф. Наскаль. Интересно, что подобной серии для мальчиков не создано почему-то ни одной. Возможно, это просчеты издательской политики или невнимание к гендерным исследованиям.
Из книг ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому гендеру. В большинстве исследований, касающихся сексизма в детской литературе, основное внимание уделяется анализу содержания текстов, а о его влиянии на поведение умалчивается. Однако эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается гендерная стереотипизация, приводит к увеличению доли типичного «феминного» или «маскулинного» поведения в детских играх [3, с. 4–8]. Например, на страницах учебников встречаются следующие женские роли: Мама занята делами: приготовлением еды, уборкой в квартире, мытьем посуды. Это же в последующем будет делать и девочка. Мужчина, напротив, занят мужским делом (как закреплено в обществе): заготовкой дров на зиму, зашитой от врагов, постройкой дома [4, с. 37–39].
С позиции гендерной асимметрии в учебниках для литературного чтения представлены и сказочные персонажи как носители характеристик, присущих разным полам: это иллюстрируется в сказках о Малыше и Карлсоне, Винни-Пухе и Пятачке (показываются их дела, взаимоотношения), в то время только описывается внешность Красной Шапочки, Мальвины, Дюймовочки, без указания на характер их деятельности [5, с.98].
Таким образом, одним из источников формирования гендерной идентичности является детская литература и школьные учебники. Для детей мужчина – всегда добытчик, а женщина – хозяйка, мать. Читая детскую литературу, школьники усваивают лучше то, что неоднократно повторяется. Может быть гендерные стереотипы, существующие в детской литературе и учебниках, не закреплялись бы за определенным полом, если бы дети читали то, что им не навязывают, а то, что они хотели бы, так как у девочек свои предпочтения, а у мальчиков – свои, как показало наше исследование. В славянской культуре девочка несет на себе большой груз обязанностей – начиная со школы, где они являются самыми активными и исполнительными учащимися, и заканчивая семьей и работой. Мальчик в нашей культуре часто находится под излишней опекой семьи, что не способствует актуализации его маскулинных качеств.
Можно однозначно утверждать: необходима разработка такой политики в области составления библиографических списков для детского чтения и детской литературы, которая полноценно обеспечивала бы гендерное образование для мальчиков и девочек, начиная с раннего возраста, как важнейший элемент гуманитарного образования и ведущий принцип всей учебно-воспитательной работы. Именно гендерно ориентированная детская литература призвана сыграть решающую роль в преодолении всех видов дискриминации в системе образования и формировании личности, поскольку помогала бы ребенку адаптироваться в современном обществе, способствовала бы формированию его гендерной идентичности, не навязывая ему существующие в обществе социальные роли и искусственные отношения.

Список литературы

1.    Кавинкина, И.Н. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка: монография / И.Н. Кавинкина. – Гродно, 2007. – 123 с.
2.    Котлова, Т.Б. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы / Т.Б. Котлова, А.В. Смирнова. // Женщина в российском обществе – 2001. – № 4. – 70 с.
3.    Голубева, Е.И. Что происходит в детском чтении / Е.И. Голубева. // Книжное дело – 2004. – № 1. – 68 с.
4.    Кавинкина, И.Н. Гендерная социализация ребенка / И.Н. Кавинкина. – Веснік ГрДУ – Гродно, 2008. – 175 с.
5.    Birnbaum, J.A. Life-pattern and self-esteem in gifted family-oriented and career commited women / J.A. Birnbaut // Women and achievement: Social and motivational analysis / M.T. Mednick, S.S. Tangri, L.W. Hoffman (eds.) – NY: Halsted Press, 1975.

Запись опубликована в рубрике Теория и практика современного начального образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>