Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендер – это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом, качества, ассоциирующиеся у людей с мужчинами и с женщинами [1]. Гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая – или конструируемая ими).
Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.
Обычно в обществе можно различить два гендера – мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами.
Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер – понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек – теория полоролевой социализации – анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны – более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.
Ш. Берн описывает четыре стадии установления гендерной идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе) [2]. До 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. Мальчики выбирают для игры машинки, игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, девочки – куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством (например, кухонные принадлежности).
Таким образом, гендер имеет отличное значение от термина «пол», который характеризует биологическую идентификацию как мужского, так и женского. Стереотипы, связанные с фактором гендера, отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или женщин. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы, которые определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. Как известно, идентичность личности определяется целым набором признаков. Но статус личности зависит и от признаков, достигнутых индивидуально, благодаря усилиям и возможностям самого человека.
Коль речь идет о воспитании, следует заметить, что при формировании круга детского чтения для мальчиков и девочек должны быть обозначены естественная и разная для тех и других доминанты. Речь не идет о создании двух взаимоисключающих списков литературы, но и родители, и воспитатели, и преподаватели литературы должны формировать читательский вкус и развивать читательские предпочтения с учетом будущей «взрослой жизни» юного человека. Мальчики предпочитают приключения, фантастику, исторические повести, а девочки – стихи, сказки, мелодраматические истории с хорошим концом. И это естественно. Литература призвана воспитывать в мальчике мужчину, сильного и отважного, защитника своих близки и Отечества, а в девочках – мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага [3, с. 15-19].
Проанализировав книги для внеклассного чтения (далее УР2) и учебники для литературного чтения (далее УЛ2), мы пришли к выводу, что все учебники начинаются с народного устного слова: потешки, пестушки, небылицы, загадки, пословицы, народные сказки и т.д. Детская литература входит в жизнь ребенка в изустном варианте. Устное словесное творчество не только «колыбель» детской литературы, находившаяся в древности у ее истоков, но и ее значительная «устная» часть в позднейшие времена, вплоть до нынешних.
В самом деле, детская литература, ориентированная на самых маленьких, своим основным компонентом имеет именно звучащее слово, фольклор. Иначе говоря, детская литература начинается фольклором, устной народной словесностью. При этом в дописьменный период человечества и нации, и отдельного человека она представляет собой значительно важный в художественном педагогическом отношении круг синкретических произведений, семантике которых не чужды собственно звуковое, мелодическое, ритмичное, а также исполнительское, «актерское» наполнение.
Отметим, что одним из «отправных пунктов» детской литературы является устная народная словесность как неотъемлемая часть народной культуры, созданная устным речевым творчеством народа, переданная сказителями и певцами.
Другим «отправным пунктом» со времен крещения Руси становятся религиозные богослужебные тексты, являющиеся органической частью церковной службы, литургии, жизни по христианскому календарю. Именно с церковным словом входит в сознание ребенка Книга, священное знание о мире и человеке, и это знание открывается не всякому. В монастырях, при церквах можно было учиться грамоте. Первые печатные книги на Руси – это азбука и Евангелие: знание человеческое, грамота и Премудрость Божественная.
Естественно, что детская литература и круг детского чтения – понятия не совпадающие, т.к. последнее, с одной стороны, включает кроме детской литературы собственно педагогическую и учебно-педагогическую литературу, а с другой стороны, жанры, которые изначально «детскими» не считались, не были таковыми реально.
Под жанрами, которые первоначально детскими не были, имеются в виду, например, народные сказки, баллады, произведения малых прозаических жанров, главным героем которых является ребенок, и другие.
Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосмос и макрокосмос, т.е. все, окружающее его.
Но проявляется ли гендер в народном творчестве? Несомненно, гендер присутствует и тоже формирует гендерную константность ребенка. Например, в обрядовых песнях работать в поле зовут не мальчиков/ мужчин, а девочек/ женщин). (УР2, с.14):
В поле пшеница
Перестой стала,
Колосом махала.
Голосом гукала:
«Девки, молодухи
Выходите, жните!»
- что нам дает понять, что это женская работа.
Кроме того, в своем большинстве народные сказки помогают детям в гендерной стереотипизации. Даже в сказках про животных (которые высмеивают те или иные качества, черты характера людей) тоже присутствует гендерный фактор. Звери, особенно домашние, выполняют роли людей, например, курица, утка, лиса, кошка – женские роли, а мужские – собака, волк, петух, кот и т.д. Так, например, в сказке «Петушок и бобок» детям закладывается стереотип, что женщина – это заботливая мать, хозяйка, а мужчины – это сила, добытчик (УР2, с.29): «Побежала курочка к дровосекам.
– Дровосеки, дровосеки, дайте мне дров!
Дрова – печее, печея даст калачей, калачи – косарям, косари дадут сена, сено – корове,...»
Для лучшего детского восприятия гендерной роли курочка изображена в косынке и фартучке на иллюстрации к сказке. Так и во многих других сказках: «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д. [4, с.18].
В учебниках также большая наполняемость стихов как наших белорусских и русских поэтов, так и зарубежных. Стихи приучают детей к красоте природы, учат ее любить, и здесь как такового гендера почти нет, в процентном соотношении 5:100. (Пример с УЛ2 с.212):
«.. .Мама Мышь пришла с работы:
– Делала одна тут
Что ты? …»
(или УЛ2, с.201):
«… Охотники начали
Тут же стрелять –
Волков непослушных
Стрельбою пугать…», и мн.др.
В учебниках и детском чтении много рассказов различной тематики, позволяющей формировать гендерную идентичность младших школьников. Например, «Чук и Гек» (Гайдар), «Что сказала бы мама?» (Л.Воронкова); «Мама и мы» (Е.Пермяк): «…Мать усмехнулась. Освободилась из моих объятий и подошла к кроватке Леночки. Подошла и поправила одеяльце. Хотя та и без того спала, и одеяльце незачем было поправлять» (УЛ2, с.242). «Внучка» Л.Н. Толстого – рассказ, который не составляет исключение: «…бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала… И внучка пекла, мыла, шила…» Как мы видим, женщина – это все-таки мать и хозяйка, а потом уже работница. И этот стереотип до сих пор оказывает влияние на поведение детей. А отец – это человек, который всегда на работе, или у телевизора с газетой, человек-герой («Чук и Гек» Гайдара); про него очень мало описывается как в учебниках по чтению, так и в детской литературе, по сравнению с женскими ролями.
Анализируя содержание детских книг, мы можем утверждать, что гендерные стереотипы сохраняются. В детской книге Б.Леммы «Где моя мама?» женщина, прежде всего, показывается заботливой мамой, защитницей своего потомства:
«… Мамы деток услыхали И со всех концов двора К ним бежали».
И в других рассказах, таких, как «Мамин Витя» В.Осеева, «Речные камешки» А.Седугина, мать заботится о своем чаде: «Ирина заболела. Мама уложила ее в постель и давала горькие лекарства…». Кроме того, мамы в детской литературе выступают в роли хозяйки, как и бабушки и просто маленькие девочки, которые помогают своим мамам и бабушкам по домашней работе. Мальчики же помогают папам, они что-то строят постоянно, так в книге Н.Носова «Ура! Незнайка!»: «… К тому Знайка и Винтик со Шпунтиком все время придумывали какие-нибудь усовершенствования для сбора грибов…» Они все время что-то изобретают. Отец же является авторитетом для детей, в особенности для сыновей. Он связан с работой вне дома. Эта линия прослеживается в рассказе Л.Н.Толстого «Отец и сыновья», где мудрый отец поучает глупых и недружных сыновей, руководит ими и наставляет на путь истинный.
Таким образом, гендерные стереотипы, заложенные укладом общества, существуют и сегодня и в содержании книг.
Отметим, что до сих пор влиятельным агентом гендерной социализации является детская литература, поскольку роль чтения в учебном процессе остается чрезвычайно важной [5]. Нам особенно хочется подчеркнуть влияние этой воспитательной практики на формирование гендерной идентичности младшего школьника.
Список литературы
1. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 2002.
2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб., 2001.
3. Чеснокова, О.И. Феномен гендерных стереотипов в современной культуре /О.И. Чеснокова // Адукацыя и выхаванне. – №1. – 2006. – С. 15 – 91.
Афанасьев, А. Народные русские сказки / А.Афанасьев. – М., 1982.
4. Кавинкина, И.Н. Гендерное поведение учителя и учеников в педагогическом дискурсе / И.Н. Кавинкина // Перспектива –2010: Материалы Междунар. научн. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, Нальчик, 23-26 апреля 2010 г. Т. 5. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т., 2010. – С. 35 – 39. – Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/cgi-bin/lib.cgi/.