Есина В.И. О ГЕНДЕРНОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В условиях современной школы педагог – всегда коммуникативный лидер. Вступая на трудную стезю педагогической деятельности, будущему учителю следует, как можно раньше научиться строить отношения с окружающими людьми, развивать в себе те коммуникативные качества, которые для этого необходимы.

Каждый ребенок — индивидуальность, причем яркая и не похожая на остальных, и учитель обязательно должен учитывать этот фактор.

На уроках имеет место непреднамеренная гендерная необъективность в деятельности учителей. Конкретные особенности социальной гендерной структуры, подкрепленной культурными представлениями, ценностями и восприятием, интерпретируются через учителя. Эта подсознательная схема создает контекст, на фоне которого происходит ролевая подготовка и целенаправленная гендерная социализация личности. Но, к сожалению, современная педагогика феминизирована. Учителя начальных классов — женщины, которые воспитывают мальчиков и девочек, исходя из собственных гендерных установок. Это проявляется в ожидании высокого уровня способностей у учащихся определенного пола (так, мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки мальчиков — по вербальным). В начальных классах учителя предъявляют к детям неодинаковые требования: от девочек требуют прилежности, уважительного отношения к старшим, мальчиков ориентируют на организацию самоконтроля, требуют от них организации и дисциплины.

В обществе выработаны требования к личности, подразумевающие, что учитель является образцом высокой речевой культуры. Речь учителя отличается внятностью, ясностью, точностью, богатством языка, мастерским владением литературной нормой. В то же время речевые конструкции, используемые учителем, не просто подтверждают, а усиливают знания о гендерных ролях, о гендерных стереотипах поведения: «Девочки так громко не разговаривают», «Девочки должны сидеть тихо», «Девочки, вы ведете себя, как мальчики», «Мальчики должны отвечать четко, а не мямлить». В результате эти типичные вербальные реакции, содержащие операторы долженствования и положительные ценности, демонстрируют детям, как им следует себя вести. Вследствие этого мальчики усваивают гендерный идеал «эффективности», то есть воздействие на социальное окружение путем проявления физической силы, навыков, девочки же научаются ценить «внешний облик» и пассивность, возможность управлять собой как орнаментальным объектом [1].

Стиль общения, избираемый преподавателем во время учебной деятельности, в котором находят отражение его личные гендерные установки, является немаловажным фактором развития школьника. Как известно, для полноценного психического развития ребенка необходимы открытость и диалогический характер его контактов с внешним окружением. Закрытость, монологичность и защитный характер взаимодействия ребенка с внешней средой приводят к девиациям в его развитии.

Ребенок в процессе обучения и воспитания пассивен и находится в подчиненном положении (своего рода «объект»), а ведущая и определяющая роль отводится педагогу («субъекту»), что обезличивает и унифицирует сущность ребенка. Только открытый диалог учителя и школьника создает оптимальные предпосылки для развития положительной мотивации учения, раскрытия творческого потенциала ученика, формирует позитивные личностные качества, а это возможно лишь при постоянном учете специфических особенностей психики, восприятия и эмоциональной сферы представителей различных полов.

Речевые конструкции, используемые педагогами, не просто подтверждают, но многократно усиливают знания о гендерных ролях, полученных в семье. Так, отбор детей происходит, прежде всего, по признаку пола (в качестве примера могут выступать фразы типа «Девочки строятся с одной стороны, мальчики — с другой», «Мальчики посидите тихо, как девочки» и пр.). В то же время учителя перебивают девочек гораздо чаще, чем мальчиков, поощряя, таким образом, мужское доминирование в обществе и женскую пассивность. Так, педагоги хвалят мальчиков, прежде всего, за знания, девочек — за послушание и прилежание. Агрессивность и другие формы нарушения норм поведения порицаются в отношении всех школьников, но мальчикам уделяется несоизмеримо больше внимания – и оттого, что мальчики потенциально чаще нарушают порядок, и в результате действия гендерных стереотипов, когда от них ожидается подобное поведение.

Для моделирования гендерно ориентированного учебного дискурса   (учебный дискурс — это вид статусно-ориентированного общения с регулятивной направленностью, целью которого является социализация нового члена общества, объяснение ему устройства мира, обучение нормам и правилам поведения, организация деятельности нового члена общества в плане приобщения его к социальным ценностям и ролям, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов) и последующей реализации весьма важен учет коммуникативных потребностей школьников. Так, по данным Н.А. Лемяскиной, для младших школьников характерны следующие коммуникативные потребности: поговорить с окружающими о том, что их интересует, волнует, узнать о жизни сверстника или взрослого, послушать интересный рассказ или сказку, смешную историю; кроме того, для девочек обязательно установление этого контакта через физический (прикоснуться к учителю, подержать за руку подругу, для мальчиков  — получение интересующей информации в полном объеме). Однако очень часто эти потребности не удовлетворяются [2].

Таким образом, проблема воспитания индивидуальности, ставшая актуальной для современной школы, высвечивается в свете гендерной концепции с новой стороны  — признания ценностей разных мальчиков (в том числе, и совсем не мужественных и не отважных) и разных девочек (также вовсе не похожих на своих сверстниц). Следовательно, предстоит еще разработать модели учебного дискурса, отражающие гендерную эгалитарность участников общения  [3].

 

Список литературы

  1. Смотрицкая, Г.Е. Гендерная социализация учащихся в условиях современной белорусской школы / Г.Е. Смотрицкая // Адукацыя і выхаванне. – № 8. – 2004. – С. 35-43.
  2. Лемяскина, Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника / Н.А. Лемяскина // автореф. дис. … канд.филол.наук. – Воронеж, 1999. – С. 9-10.
  3. Кавинкина, И.Н. Проявление гендерной асимметрии в учебном дискурсе // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: сб. материалов второй международной науч. конференции. – Полоцк: ПГУ, 2005. – С. 17-19.
Запись опубликована в рубрике Культура речи в современном учреждении образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>