Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, становится более разнообразной.
Знание родного языка, правильная речь, умение связно излагать свои мысли составляют базу интеллектуального развития ребенка, формирования его как языковой личности.
Под связной мы понимаем такую речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания. Высказывание это представляет собой единое целое, то есть передает какую-то тему. Кроме того, человеческая речь организована по законам логики и грамматики, она обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. К единицам связной речи относятся: рассказ, статья, роман, монография, доклад, отчет и т.п., а в условиях школы – это развернутый устный ответ ученика на вопрос учителя, письменное сочинение или изложение и т.п. В отдельных случаях к связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности (например, загадка), и даже отдельное слово.
Необходимо разграничивать понятия “устная речь” и “устная связная речь”. Так, в словаре С.И. Ожегова дается определение устной речи как произносимой, не письменной речи, а устной связной речи – как хорошо излагаемой, логически стройной речи [1]. При этом связная речь может выступать в двух формах: письменной и устной.
Развивая связную речь школьников, учитель прививает ученикам ряд конкретных умений. Вопрос, чему должен учитель обучать детей в области устной связной речи, решается путем определения, каким именно умениям нужно учить школьников.
Дети овладевают следующими умениями:
1) умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы (путем умело поставленных учителем вопросов на начальном этапе), умение с относительной полнотой раскрывать основную мысль текста. Развивать данное умение помогает работа с пересказом, с изложением, с анализом образцов. А научить младшего школьника самостоятельно раскрывать тему поможет сочинение, так как при подготовке к нему ученик отбирает материал, который соответствует теме;
2) умение подчинить свой рассказ определенной мысли. Детские работы всегда несут в себе определенную мысль: это радостное восприятие прекрасных картин природы, это уважение к труду и людям труда, или желание поделиться со всеми новостью о каком-то радостном событии. Эти идеи выражаются всем ходом повествования, отбором фактов, использованием изобразительных средств языка. Нередко идея содержится в выводах, например: “Кем я хочу быть”;
3) умение систематизировать материал для рассказа, для проведения классной беседы, сочинения или другого связного текста. Учитель должен научить детей отбирать то, что относится к теме, что существенно для ее раскрытия, и отбрасывать второстепенное, то, что не относится к теме, не отвечает замыслу;
4) умение систематизировать материал, располагать в нужной последовательности, умение составлять план предстоящего связного текста. Ученик должен сам решить, о чем нужно сказать сначала, о чем – после, как будет закончен рассказ;
5) умение правильно выражать свои мысли, или умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. Для этого нужно иметь богатый словарный запас, что редко наблюдается при поступлении ребенка в школу. Поэтому, чтобы сформировать данное умение, дети должны как можно больше читать, пополняя тем самым свой словарь. Ведь зачастую даже взрослые люди не могут правильно, точно выразить свою мысль (“Знаю, но не могу выразить словами” и т.д.). Чтобы иметь подготовленную языковую базу, необходимо не только иметь достаточный запас лексики, но и определенные синтаксические умения. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов (то есть языковая среда). Наряду с постоянной языковой работой, которая проводится на всех уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная языковая подготовка каждого отдельного связного текста, сочинения, изложения, рассказа и пр.;
6) умение составлять связный текст, то есть подводить итог всей подготовительной работы. Систематизировать весь материал – важнейшее умение, вершина умений в развитии связной речи. Умение начать, не упустить важного, использовать материал, подготовленный ранее; умение завершить, закончить свой рассказ;
7) умение редактировать собственный текст (в элементарных формах). Это доступно младшему школьнику, и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству.
Работа по развитию устной связной речи младших школьников должна включать, прежде всего, развитие монологической и диалогической речи учащихся.
Начинать работу следует с самой простой единицы речи – со слова, которое в то же время является важнейшей единицей, носителем значений. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, ими же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного и выразительного оформления мысли.
Методика работы над словом предусматривает четыре основных направления: обогащение, уточнение, активизация словаря, устранение ненормативных слов.
Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных младшим школьникам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Активизация словаря – это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ [2, с. 47].
Устранение ненормативных слов – это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все названные направления работы над словом постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.
Существуют следующие приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:
1) показ предмета, явления или действия в естественных условиях;
2) показ картины, рисунка, чучела, макета;
3) замена слов описательным оборотом;
4) подбор синонимов;
5) подбор антонимов;
6) рассказ учителя о предмете или явлении;
7) полное логическое определение понятия;
8) экскурсия с целью наблюдения явления;
9) подведение частного понятия под общее;
10) расчленение общего понятия на частные;
11) объяснение слова через его состав;
12) включение слова в контекст [2, с. 375-377].
В целях активизации словаря младших школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов.
Но наиболее эффективной формой работы по активизации словаря является пересказ.
Однако работа на уроках ведется не только над отдельным словом, но и над словосочетанием, которое является моментом в процессе создания текста. При работе над словосочетанием используются следующие приемы:
1) составление словосочетаний с конкретными словами;
2) выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
3) выверка, включение словосочетаний в предложение и текст;
4) обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки .
Более сложной, чем словосочетание, единицей речи является предложение. Более сложной эта структура является и для младших школьников, поэтому в работе над данной единицей речи учитель должен использовать следующие приемы:
1) составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
2) составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов – по теме рассказа;
3) распространение предложений, перестройка их структуры;
4) выражения одной и той же мысли в различных (синонимических) синтаксических вариантах;
5) интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
6) свободное составление предложений, фраз;
7) редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении [3, с. 14-26].
Переходя к работе над текстом, учитель должен ознакомить детей с самим понятием “текст”. Текст – это сообщение в письменной форме, в котором все предложения связаны между собой по смыслу, текст имеет заголовок, он написан на определенную тему. После этого необходимо объяснить детям, что тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в каком-нибудь тексте. Следовательно, по заголовку можно определить, на какую тему текст.
Далее учитель должен научить младших школьников находить в тексте опорные слова, которые передают тему, основное содержание текста и служат опорой для пересказа. Сначала дети выделяют их в изучаемых произведениях вместе с учителем, затем в группах, в парах.
Для закрепления полученных знаний учащимся предполагаются такие задания: пересказать прочитанное произведение по опорным словам, вспомнить название произведения, автора по опорным словам, составить свой текст по данным учителем опорным словам и т.д.
В тексте всегда содержится основная мысль, то есть то, о чем хотел сказать автор. Основная мысль может быть выражена в заглавии, сформирована прямо в тексте или выявлена из всего содержания. После накопления практического опыта по озаглавливанию текста, нахождению опорных слов и определению основной мысли текста детей нужно подвести к понятию “структура текста” и объяснить им, что в тексте всегда выделяются три части: начало, середина, концовка. Причем для наглядности лучше объяснять это на каком-нибудь произведении, где дети с помощью учителя и выделят все структурные элементы. Затем необходимо закрепить понятие о структуре текста: дети анализируют читаемые произведения, вычленяют начало, середину, концовку, устанавливают отсутствующую часть в тексте, составляют текст из частей и пр.
Для того чтобы дети научились сами составлять тексты, учителю необходимо научить детей пользоваться планом, составлять его, так как без плана не может быть связной речи. Нужно объяснить учащимся, что план отражает содержание, помогает вспомнить главное, основное и изложить его последовательно, без повторений, узнать, о каких событиях рассказывается в тексте. Чтобы учащиеся поняли роль плана, на уроках чтения им предлагается серия упражнений, которые вплетаются в ход урока, например: вспомнить план к названному произведению; узнать по плану прочитанное произведение; расположить пункты плана в соответствии с развитием действий; выбрать из двух данных планов тот, который соответствует содержанию произведения; составить “картинный план” (устное иллюстрирование или сюжетные картинки); пересказать прочитанное по плану.
В заключение хотелось бы сказать, что работа по развитию устной связной речью будет эффективной лишь тогда, когда система упражнений по развитию речи вписывается в ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интерес к нему, здоровая речевая среда, которую создает школа и которую расширяет чтение и другие языковые занятия. То есть целью учителя является повышение и активизация внимания и интереса у детей к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения, пробуждение у ребят желания совершенствовать свою речь, развитие у детей выразительной связной речи.
Интерес к этому будет пробуждаться лишь в том случае, если учитель постарается при работе с детьми использовать материал, понятный и близкий им. Иначе говоря, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, стремясь при этом обучать младших школьников, заботясь о том, чтобы каждый ученик находил в этих занятиях то, что интересно именно ему.
Список литературы
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57.000 слов / С.И. Ожегов: под ред. докт. фил. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 14-е изд., стереотип.-М.: Русский язык, 1983.
2. Боровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Боровская // Начальная школа. – 2003. – № 4 – С. 47.
3. Львов, М.Р. Культура речи / М.Р. Львов // Начальная школа. – 2002. – № 1 – С. 14-26.