Новицкая Ю.В. Роль компьтера и компьютерных игр в развитии детей шестилетнего возраста

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии младших школьников. Так, Д.М. Павлов отмечает: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него [1, с. 24].

Общение детей шестилетнего возраста с компьютером чаще всего связано с компьютерными играми, которые должны быть тщательно подобранны. При этом следует учитывать возраст ребенка, а если игра обучающая, то и ее учебную направленность.
Выделяют следующие функции компьютерных игр: развивающая, воспитывающая и (или) обучающая. На наш взгляд, для шестилеток одной из важнейших является обучающая: компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях, формируя подобным образом такие важные операции мышления, как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться знаковая функция сознания – «обобщенная способность к различению обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению действий замещения реального предмета знаком» [2, с. 67-70]. При этом к шестилетке приходит понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и прочее.
Компьютерные занятия способствуют развитию памяти и внимания ребенка. Общеизвестно, что в раннем возрасте дети обладают непроизвольным вниманием и не могут целенаправленно осознанно запоминать те или иные сведения. А как только материал становится ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание [3, c. 77]. С этой точки зрения компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику. Ученые отмечают, в частности, С.П. Первин, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу [4, с. 198]. Как и руки, большое количество очагов в коре головного мозга имеют глаза. Поэтому так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на компьютерных занятиях.
Благодаря компьютеру, через сочетание игровых и неигровых моментов, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка. Практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. При этом игрок входит в сюжет игры, усваивает ее правила, подчиняя им свои действия, учится преодолевать трудности, контролировать выполнение своих действий, стремясь к достижению результатов, а затем оценивает их. Таким образом, работа с компьютером помогает развивать не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игры, обогащая и формируя тем самым его отношение к окружающему миру [5, с. 70].
Таким образом, общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес к деятельности: сначала как к игровой, а затем и как к учебной. Именно этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, которые непосредственно обеспечивают психологическую адаптацию ребенка к обучению в школе.
Несмотря на все достоинства работы с ЭВМ, нужно помнить, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка сразу умным и развитым. Существуют общепринятые временные ограничения: ученикам 6-7 лет можно ежедневной проводить за компьютером от 10 до 20 минут к концу первого года обучения.
Также следует учитывать и то, что чрезмерное общение шестилетки с компьютером может привести к ухудшению его зрения, отрицательно сказаться на психическом здоровье. При всех преимуществах компьютерных игр они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно опасно это для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение. Компьютер же дает возможность свободно перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В то же время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать психологическую зависимость от компьютера.
И все же компьютер – это наше будущее. Работа на нем способствует более простому и быстрому способу получения и обработки информации, а умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны, нельзя надеяться только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Список литературы

1. Павлов, Д.М. Методические разработки по использованию компьютера в образовании / Д.М. Павлов. – Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992. – 47 с.
2. Баркан, А.И. Особенности деятельности первоклассников в период адаптации к школе / А.И. Баркан // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С. 67–70.
3. Первин, С.П. Дети, компьютеры и коммуникации / С.П. Первин // Информатика и образование. – 1994. – № 4. – С. 77.
4. Хантер, Б. Мои ученики работают на компьютерах / Б. Хантер. – М.: Просвещение, 1999. – 228 с.
5. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 62-77.

Запись опубликована в рубрике Теория и практика современного начального образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>