В последние годы в коммуникативном поле человека произошли серьезные изменения, в частности, появилась новая среда общения – новые медиа (форумы, чаты, блоги, группы в социальных сетях и т.д.). Мы обнаруживаем появление новых типов речевых ситуаций, новых правил речевого поведения, новых способов оформления речевых актов. При этом в Интернете появляются так называемые доски объявлений – специализированные сайты (напр., http://znakomus.ru) или рубрики на сайтах, хотя по структуре и содержанию объявления виртуальные на таких ресурсах очень похожи на те, что размещаются в бумажных вариантах газет. Можно смело утверждать, что в Интернете сегодня уже сформировался информационный рынок онлайновых знакомств. Например, на «Знакомствах @Маil.Ru» хранятся персональные анкеты около пяти миллионов человек, а каждый день сервер посещает не менее полумиллиона «флиртоманов»[3].
Так, например, если говорить о жанре объявлений о знакомстве в традиционных СМИ, то можно отметить, что почти все они имеют стандартную структуру, типовой набор лексем, отражаюший этнокультурные стереотипы и ценности, чаще всего представляют собой информацию для знакомства между лицами противоположного пола и т.д. В то же время речевой особенностью этого жанра является «сочетание полярных тенденций к монологичности и диалогичности, жесткой и свободной форме, стандарту и креативности» [1, с. 4].
В социальных сетях подобные объявления часто имеют иную интенциональную основу (намерения пишущего – не осуществить реальное знакомство, а повысить свой рейтинг в сети), отличаются явным игровым характером (хотя бы потому, что аватары и ники скрывают истинных героев ситуации), обладают очень разной структурой, в котором отсутствуют даже элементы, считающиеся обязательными, а не факультативными в традиционных объявлениях о знакомстве (напр., в таком сетевомобъявлении может отсутствовать имя автора и его мало-мальскоесамопредставление).
Итак, типовая фреймовая модель объявления о знакомстве имеет следующую структуру: самопрезентация(образ автора) – портретирование(образ адресата) – желаемые отношения (прогнозируемое будущее) [1, с. 3; 2, с.17-18].
Все объявления о знакомстве в социальных сетях (нами было проанализировано 100 объявлений в белорусской социальной сети vseti.by)с точки зрения заполненностиданной структуры можно разделить на несколько групп:
1) самопрезентация – портретирование – желаемые отношения (нет среди проанализированного материала объявлений подобного типа);
2) самопрезентация (49 объявлений):Игорь, Новогрудок: Добавляй*общительный, борец, люблю музыку*девчонок*) приму всех); Алена, Свирь:Красивая, заводная, прикольная, интересная, люблю животных, ИМЕЮ ПОПУГАЯ; при этом многие самопрезентации имеют не прямой, а косвенный характер (ожидается, что адресат будет выводить импликатуры – то есть сможет понять, что подразумевается автором, на что автор намекает):Hohoho, Новополоцк: сейчас 2:51 утра, и мне совершенно ничего не приходит в голову, а потом, потом мне будет просто лень;
3) портретирование (2 объявления):Звычайны, Минск: Звычайная;
4) самопрезентация – портретирование (2 объявления):Влад, Минск: Ценю в девушках: честность, ум(обязательно!), внешность, заботу о себе, очень смотрю на поведении;
5) самопрезентация – желаемые отношения (7 объявлений):Лёха, Лида: Потерян…Ищу хозяйку); Дарьяна, Брест: Я очень добрый человечек, а также дружелюбный-) И конечно же скромная:)Люблю новые знакомства:)))…;
6) портретирование – желаемые отношения (1 объявление):Влад, Минск: Ценю в девушках: честность, ум(обязательно!), внешность, заботу о себе, очень смотрю на поведение;
7) желаемые отношения (17 объявлений):Юрчик, Вишневец: Ищу Любимую; Александр, Москва: Обожаю общение; Человек, Гродно: ищу хороших собеседников.
В то же время можно отметить достаточное количество и объявлений (22), в которых отсутствуют все три компонента из вышеуказанных, например: Валерий, Минск: хочешь рейтинг бесплатно? Зайди и получи!; Дмитрий, Могилев: добавляйтесь !!!; Алексей, Минск: привет); Просто, Островец: welcome!; Happy, Минск: NO COMMENTS…
Желаемые отношения интерпретируются в объявлениях обычно по трем осям универсальных семиотических оппозиций(В.Н.Топоров,Н.И.Толстой, Ю.М.Лотман, Т.В.Цивьян, Б.Ю.Норман и др.):
1) «свой – чужой»:Раиль, Уфа: Добавлю всех с БиК;
2) «высоко – низко»:Анастасия, Гродно: Я само совершенство))) *Вы смеетесь надо мной потому что я отличаюсь от вас, я смеюсь над вами потому что вы не отличаетесь друг от друга…;
3) «тепло – холодно»:Евгений, Гродно: Никому не нужный я человек(.
В сетевых объявлениях о знакомстве широко представлены средства диалогизации: обращения, вопросно-ответные единства, риторические вопросы и др., напр.:Леонид, Минск: хочешь меня встретить - пиши! Хочешь ко мне в СП, пиши! Любишь меня- пиши! Но если ненавидишь – побереги свои нервы.
Мы встречаем в объявлениях и примеры интертекстуальности, основой которой становятся как прецедентные ситуации и события, так и прецедентные тексты, в том числе трансформированные: Даниил, Новополоцк: Мясо пропало потому, что мы идем к коммунизму семимильными шагами; а скотина за нами не поспевает(с.)Брежнев Л.И.; Владислав, Светлогорск: Ну что о себе да о себе) Напишите лучше мне о СЕБЕ!); Пашка, Княгинин: Белый и пушистый! Ну добавляйтесь!
Следует также отметить, что в объявлениях о знакомстве подобного типа, как и во всей письменной интернет-коммуникации, играют большую роль графические знаки, в том числе пунктуационные, напр.: Антон, Кличев: гоу камне в друзья, очень люблю общаться))); Twister, Минск: просто так=.=.
Список литературы
1. Акулова, Е.В. Жанр «объявление о знакомстве»: гендерная и этнокультурная специфика / Е.В. Акулова: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Саратов, 2010. – 20 с.
2. Громова, В.М. Объявление о знакомстве как жанр компьютерной коммуникации / В.М. Громова // Вестник Удмуртского университета. Сер.5. Филологические науки. – 2006. – № 5 (2). – С.15-20.
3. Знакомства@Маil.Ru // URL:http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/84359/102/Leont%27ev_-_Znakomstva_i_obshchenie_v_Internete.html