Клишина Ю.П. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ КОМПЛИМЕНТА. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В настоящем обществе всё чаще на место вежливости приходит расчетливость. Однако до сих пор такая составляющая этикета,  как умение говорить комплименты, ценится и уважается.

Комплименты являются перцептивной стороной общения, а именно эмпатической её части.  Если правильно преподнести комплимент, то другой участник беседы станет более открытым и доверчивым.

Особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом – так можно описать сущность современного комплимента.

Искусство комплимента это не только эффективный социальный навык, но так же одно из фундаментальных умений. Не нужно быть экспертом, чтобы уметь делать комплименты. Главное, чтобы комплимент был искренним. Фактически, посредством комплиментов можно научиться и многим другим социальным навыкам, ведь комплимент действует эффективно и незамедлительно. С помощью этого наращивается атмосфера положительных эмоций, что  способствует повышению эффективности взаимодействия, коммуникации и увеличивает восприимчивость [1, с. 13].

В феврале – марте 2013 г. на базе средней школы № 32 г. Гродно и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы было проведено социологическое исследование, с целью выявления у респондентов основных знаний и умений по данной теме. Все участники были разделены на 3 группы по возрастам: 1) 9-11 лет, 2) 20-22 года, 3) 25 и более лет. Из каждой возрастной группы было опрошено по 10 человек (всего 30 человек), из них 50% мужского пола и 50% женского.

Таким образом, критериями по распределению значений анкеты являются: возраст и пол.

Одной из задач анкеты было выявление понимания термина «комплимент». По критерию «пол» результаты распределились следующим образом: мужчины (63%) и женщины (78%) включили в понятие «комплимент» все ответы, предложенные в анкете:

  • Приятные слова
  • Хорошее отношение
  • Невербальные выражения положительных эмоций (объятия, улыбка, подмигивание и т.д.)
  • Всё вместе

Анализ данных по критерию «возраст» показал, что в 9-11 лет под «комплиментом» понимается всё выше перечисленное (75%), а уже в 25 и более – только приятные слова и хорошее отношение (67%). Невербальное выражение комплимента не было выбрано респондентами. Можно сделать вывод, что правильное понимание понятия «комплимент» приходит с возрастом и не отличается по половому признаку.

Последующие вопросы определяли уровень умения делать комплименты.

Вначале был предложен вопрос на самооценку данного умения. Мужчины считают, что умеют делать комплименты (85% опрошенных), а женщины не умеют (55%). При этом с возрастом увеличивается уверенность, что респондент умеет делать комплименты (от 34% опрошенных 9-11 лет до 100% опрошенных 25 лет и более).

Частота произнесения комплимента не зависит от возраста или пола. От 26-58% всех респондентов считают, что комплимент следует произносить иногда и лишь некоторым участникам беседы.

На вопрос: «Кому адресованы чаще всего ваши комплименты: лицам мужского или женского пола?» 80% мужчин и 60% женщин, ответили – лицам женского пола. При этом с возрастом процентное соотношение комплиментов для мужчин и женщин уравнивается.

 

Вариант ответа I  группа 

11-13

II группа 

20-22

III группа 

25 и более

Лицам женского пола 80% 60% 50%
Лицам мужского пола 20% 40% 50%

 

Опрос показал, что чаще всего комплименты делаются в ситуации непринужденного повседневного общения для того, чтобы улучшить контакт с человеком (90% от всех ответов).

Чаще объектом комплимента является внешний вид человека (так показали 70% всех опрошенных). Однако с возрастом к этому варианту прибавляются ещё и черты характера и личностные черты (30% и 25% соответственно).

Комплименты всеми респондентами воспринимаются (100% ответов) положительно, как и комплименты, сделанные самими респондентами.

Итогом проведенного исследования может стать словесный портрет современного человека. Чаще всего, если это мужчина, то комплименты, являясь частью этикета общения, делаются противоположному полу для улучшения взаимопонимания. При этом 90% мужчин уверены, что они умеют делать правильные комплименты. Женский комплимент обращен чаще к женщинам, при этом женщины (76%) не уверены в правильности произнесённых похвал. Комплименты произносятся по поводу внешнего вида и только в некоторых случаях затрагивают личностные, индивидуальные характеристики собеседника.

С возрастом комплименты делаются более открыто и без стеснения, тем самым увеличивая коммуникабельность как говорившего комплимент, так и получившего его.

Таким образом, в настоящее время соблюдение общепринятых в обществе норм коммуникативного взаимодействия требует от его участников знания и умения применять определенные технологии общения, например: комплимент. Стиль комплимента различен. Он зависит от объекта (подчиненный, начальник, посетитель, женщина), от характера (комплимент о личных или деловых качествах), от ситуации и техники, предыдущего контекста разговора и в целом от всей исторической переменной данного вопроса или специфики личных взаимоотношений с объектом комплимента. Успех сделанного комплимента зависит от того, насколько он искренен.

 

Список литературы

  1. Тамберг, Ю.В. Как научиться делать комплименты / Ю.В. Тамберг. – М.: Флинт, 2004. – 85 с.
Запись опубликована в рубрике 2013, Процессы коммуникации. Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>