Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление.
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Развивать связную речь старших дошкольников – это значит прививать им ряд точных умений:
- умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;
- умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;
- умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;
- умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;
- умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.
Чтобы выяснить, что такое связная речь, обратимся к междисциплинарному словарю «Язык. Речь. Коммуникация», который трактует связную речь как термин, употребляемый в трех значениях:
1) деятельность говорящего, процесс выражения мысли (процесс связной речи;
2) текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи);
3) раздел методики развития речи (методика формирования связной речи).
Связность понимается как структурная целостность, т. е. внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста [5].
В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью. Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты.
Таким образом, под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [4,с.312]. Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного учреждения.
Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.
К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи – внешней (устной) и внутренней, диалогической и монологической.
Диалогическая речь — наиболее простая форма устной речи, характеризующаяся семантическим, структурным и смысловым единством, служащая для непосредственного живого общения людей. Эта форма речи мозаична и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды.
Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей.
Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью в выборе языковых средств в передаче содержания и в своем построении. “Свободное владение формами монологической речи – искусство”, – указывал В.В. Виноградов. В отличие от диалога, монолог более произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Она всегда организованна. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план (письменно или устно), готовит отдельные фрагменты, языковые средства.
Выделяются три вида монологической речи: повествование (рассказывание, пересказ, сообщение); описание; рассуждение.
По сравнению с диалогической речью, монолог более контекстен и излагается, как правило, в полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.
В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства.
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная игра. Она задействует эмоции школьников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
По мнению основателя русской актерской школы К.С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов» [2, с.38].
Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли [3, с.29]. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют в дальнейшем как готовый материал в вольном общении, т.е. происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Дети-дошкольники овладевают основами театрально-творческих действий путем знакомства со сценической речью и движением как средствами выразительности языка театра. На развитие этих театрально-исполнительских звеньев направлены специальные упражнения, игры и этюды. Кроме того, в ходе занятий непременно возникают беседы на «общетеатральные» темы: о видах театра, о составных компонентах спектакля, его созидателях; дети знакомятся со специальным словарем, которым пользуются во время тренингов, т.е. расширяется и обогащается их словарный запас.
На первоначальном этапе работы над игрой-драматизацией необходимо правильно подобрать художественное произведение. Очень важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. И имело место быть занимательно развивающийся сюжет: в нем должно быть один или несколько основных героев наряду с эпизодическими героями, активно участвующих в происходящих событиях. Яркая, точная, конкретная характеристика каждого из них послужит основанием для создания образа, так же необходимым условием для игры драматизации должно быть наличие диалогов.
Выбрав произведение для игры-драматизации, воспитатель несколько раз читает его детям, рассматривает с ними иллюстрации, беседует о прочитанном.
Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему, в нашем случае – обсуждение произведения для игры-драматизации. Беседа является эффективным методом развития умственного воспитания дошкольника, т.к. побуждает ребенка воспроизводить более значимые факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные словесно-логические цепочки, дается оценочная характеристика, активизируется словарь, так как педагог мотивирует детей подыскивать для ответа точные, удачные слова. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве.
Основным приемом работы в основной части беседы является вопрос, потому что именно вопросы позволяют поставить перед детьми мыслительно-речевую задачу. Важно использовать вопросы проблемного характера: почему?, зачем?, по какой причине? как узнать?, помогающие установить причинно-следственные связи в тексте. Для более углубленного понимания произведения дети пересказывают прочитанное.
Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Формируя и развивая умение пересказывать, педагог приучает ребенка слушать, анализировать, осмысливать литературный текст, а затем – последовательно и выразительно передавать содержание произведения, что формирует навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Пересказ отлично тренирует произвольное внимание, память и воображение, что очень важно для речевого развития детей.
Если позволяет содержание, следует провести рисование или лепку на данную тему. На этом этапе мы, обсуждая заданную тему по произведению, решаем массу задач по развитию речи: активизация словаря, развитие монологической речи, разыгрывание диалогических этюдов, умение решать проблемные ситуации с проговариванием (коммуникация), обогащение сенсомоторики. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, обязательный просмотр иллюстраций, дополнительных репродукций с составлением описательных рассказов по теме произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.
Обычно подготовка к игре захватывает всю группу. На каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети принимают участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов для игры. Все эти действия активно сопровождаются обсуждением, проговариванием, что влечет за собой развитие как импрессивной, так и экспрессивной речи дошкольников.
Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи: 1) систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка; 2) введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации; 3) переход к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный); 4) переход к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок, где используются разные маски или элементы костюмов и виды театров – настольный, пальчиковый, би-ба-бо, дети могут разыгрывать текст в качестве актеров. [1, с.18] .
Театрализованная игра очень влияет на развитие речи дошкольника.
Театрализация – действенный метод развития речи и обучения языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. При традиционном обучении цель метода – освоение лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции “режиссера” пьесы, а не педагога. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются и, даже допуская явные ошибки в речи, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют. Театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодоление трудностей общения, неуверенности в себе.
Список литературы
- Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. / Е.А.Агнтипина. – М.: ТЦ Сфера, 2006., С. 18
- Доронова, Т.М. Играем в театр./ Т.М.Дронова. -М.: Просвещение, 2005., С. 38.
- Колодяжная, Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы)./ Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. С. 29.
- Рубинштейн, С.Л. Общая психология. / С.Л. Рубинштейн, – СПб.: Питер, 2000, с. 312.
- Цейтлин, С. Н. и др. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь./ С. Н Цейтлин – М.: КАРО, 2006.