Малько Т.П. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ

 

Взаимозависимость умственного развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак и др.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

Акт сравнения состоит в попарном сопоставлении объектов с целью выявления их отношений [1]. Сравнение, как и каждый мыслительный прием, имеет сложную структуру. В связи с этим мы полагаем, что одним из условий успешного обучения приему является соблюдение последовательности его формирования. Такая последовательность определяется расчленением приема на определенные действия.

Прием сравнения составляют следующие действия:

1) выделение признаков у объектов – для этого используется наблюдение, сенсорное обследование, анализ сначала внешних, наиболее заметных признаков, потом скрытых, однако не менее существенных, у обоих предметов;

2) установление общих признаков на основе сопоставления предметов;

3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков) – чем похожи предметы (различаются);

4) сопоставление объектов по данному основанию – нахождение сходства или различия.

Психолого-педагогические исследования по проблеме развития приемов мыслительной деятельности, а также положения теории учебной деятельности позволяют сформулировать следующие педагогические условия формирования приемов сравнения у дошкольников.

Первое условие. Приемы мыслительной деятельности необходимо сделать предметом специального усвоения.

Обучение приемам мыслительной деятельности необходимо планировать так же, как обучение содержанию учебного материала программой, тематическим и рабочим планами занятия.

Второе условие. Формировать прием следует последовательно в соответствии с его структурой.

Третье условие. Формировать прием поэтапно.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и практической работы, мы выделили такие этапы формирования приемов сравнения: диагностика, мотивация, осмысление сущности приема, применение, перенос.

1-й этап — этап диагностики – выяснение наличного уровня сформированности приема сравнения у дошкольников. Воспитатель предлагает детям выполнить специальные задания, тесты.

2-й этап — создание положительной мотивации, атмосферы заинтересованности дошкольников в овладении приемом умственной деятельности, с этой целью можно использовать постановку учебной задачи перед детьми в проблемной форме, а также дидактические игры, задания с игровыми ситуациями, соревнования, задания, составленные с использованием экологического материала, загадывание загадок, практические задания и др.

3-й этап — осмысление сущности приема. Воспитатель постепенно знакомит учеников с тем или иным приемом, ориентируясь на последовательность обучения умению сравнивать; детям данной возрастной группы дается правило (алгоритм) выполнения приема.

4-й этап – применение приема в разных условиях, в дошкольном учреждении и домашней работе.

В условиях активной поисковой работы приемы умственной деятельности формируются у дошкольников значительно быстрее, чем в условиях восприятия готовых знаний и шаблонного их воспроизведения, так как логическая структура поисковой деятельности обязательно требует применения логических действий и операций.

5-й этап — обобщение приема и перенос его на другие предметы.

Указанные этапы опираются на установленную в отечественной психологии структуру познавательной деятельности: цель – мотив – объект – образец – операция – результат – коррекция.

Четвертое условие. Цели и задачи на каждом этапе формирования приема определяют используемые на нем педагогические средства.

Существует два пути формирования приемов умственной деятельности:

- изменение всего содержания   материала для изучения;

- создание системы педагогических средств, направленных на развитие приемов мыслительной деятельности.

Пятое условие. Необходимость осуществления контроля за процессом формирования приема, т.е. каждый этап научения приему следует заканчивать контролем. Контроль за процессом формирования приемов умственной деятельности дошкольников должен включать в себя специальные задания на проверку их усвоения.

Нами разработана и экспериментально апробирована методика формирования у старших дошкольников умения сравнивать в учебной деятельности. Рассмотрение личности дошкольника как субъекта познавательной деятельности, а самой деятельности как основы формирования интеллектуальных  умений и навыков показывает, что их формирование определяется теми мыслительными приемами и операциями, которые актуализируются в познавательной и игровой деятельности, а также зависит от того, какую активности и самостоятельность дошкольник в ней проявляет.

В связи с этим методика формирования умения сравнивать предполагает ряд этапов:

а) возбуждение у дошкольников необходимости в выработке у себя умения сравнивать;

б) вооружение дошкольников системой знаний (представлений), которые раскрывают сущность умения сравнивать, пути его формирования;

в) осуществление игровых упражнений по выработке у детей умения сравнивать.

В результате экспериментальной апробации методики было установлено, что специально организованные занятия по обучению умению сравнивать позволяют повысить уровень сформированности этого умения у детей 4-5 лет.  Так, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем сформированности умения сравнивать возросло с 5% до 25% (в 5 раз), а количество детей с низким уровнем сформированности этого умения снизилось с 80% до 5%. За этот же период в контрольной группе количество детей с высоким уровнем сформированности умения сравнивать увеличилось только в два раза (с 5,6%  до 11,1%).

Таким образом, специально организованная работа по совершенствованию у дошкольников умения сравнивать позволяет существенно повысить уровень его сформированности у детей дошкольного возраста.

 

Список литературы

  1. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
Запись опубликована в рубрике 2013, Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>