Миронова М.Г. СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Психологи подчёркивают, что ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить [4; 5; 6]. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.

Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение на занятиях по развитию речи метода моделирования.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.

Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя [11].

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.  Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания  существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов  -    заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- облегчать познание [14].

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

- моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

- целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

- следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

- начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

- обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

- процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план [1; 3; 14].

Приведённые факты направляют внимание педагога на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания. На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

- в самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

- в установлении последовательности изложения выявленных признаков;

-  в удержании в памяти  этой последовательности, которая является планом рассказа-описания [17].

Во избежание этих затруднений целесообразно использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Таким образом, наглядное моделирование облегчает детям  среднего возраста овладение связной речью; использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Схемы и модели в этом плане служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов;  при пересказах художественного произведения; при отгадывании и составлении загадок;  при заучивании стихов.

Так, например, при знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» педагог показывает детям большой фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком: «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирают заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикрепляется бумажная рукавичка, в угол – семь полосок разной длины. Дети подбирают заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор, например, так: маленькая полоска – это мышка, полоска побольше – зайчик, самая большая – медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для её пересказа.

Значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

 

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М..: Академия, 1997. – 219 с.
  2. Арушанова,  А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г.Арушанова. – М.: Новое знание, 1999. – 134 с.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А.М. Бородич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 252 с.
  4. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления / Л.А.Венгер, А.Л. Венгер. – М., Просвещение, 1975. – 313 с.
  5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский  // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.2. – 340 с.
  6. Зак, А.З. Различия в мышлении и речи детей / А.З.Зек. – М.: Просвещение, 1999. – 121 с.
  7. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э.П.Короткова. – М.: Педагогика, 1978. – 212 с.
  8. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М.Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. – С. 123-168.
  9. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В.Нищеева.– М.: “Детство–Пресс”, 2009. – 288 с.
  10. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1985. – 326 с.
  11. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин. – М.: Академия, 1998. – 289 с.
  12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 454 с.
  13. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Ульяновск: ИЦ, 1997. – 74с.
  14. Сидорчук, Т.А.. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2000. – 44 с.
  15. Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками / Ф.А.Сохин. – М.: Педагогика, 1978. – 256 с.
  16. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 325 с.
  17. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 299 с.
  18. Эльконин,  Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б.Эльконин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 116 с.

 

Запись опубликована в рубрике 2013, Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>