Ященко Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Проблема поощрения и наказания всегда играла одну из самых важных ролей в жизни человека, а значит, и в жизни общества. Ведь именно от того как, начиная с самого раннего детства, складывается воспитание ребенка, зависит его вся дальнейшая жизнь: отношение к себе, к людям, успех в жизни, то, какое место в обществе он займет в будущем.

Проведенное нами исследование в 2012 – 2013 учебном году на базе СШ №5 и №13 г. Гродно с помощью анкетирования, бесед, включенного наблюдения по вопросу применения родителями поощрения и наказания в воспитании младших школьников выявило, что лишь 21% современных родителей в воспитании используют поощрение (одобрение, похвалу, подарки). Вместе с тем половина родителей используют наказание (замечание, физическое наказание, выговор, запрет). При этом знания о методах воспитания современные родители черпают из собственного опыта и, к сожалению, не знакомы с научными подходами к использованию поощрений и наказаний в воспитании младших школьников. Поэтому необходимо совершенствование педагогической подготовки родителей по выявленной проблеме с целью рационального применения последними поощрений и наказаний в воспитании младших школьников. В связи с этим нами разработан цикл обучающих занятий, направленный на выбор эффективной воспитательной тактики в применении методов поощрения и наказания учащихся начальной школы.Целью организации данного цикла является: совершенствование педагогической подготовки родителей по использованию поощрений и наказаний в воспитании младшего школьника.Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1. Диагностика использования родителями  поощрений и наказаний в воспитании детей.

2. Изучение совместно с родителями особенностей младшего школьного возраста, выделение наиболее типичных проблем применения поощрения и наказания.

3. Выработка путей наиболее рационального использования поощрения и наказания в воспитании детей на основе результатов предыдущего исследования.

Содержание занятий предполагает передачу информационного материала по вопросам применения поощрений и наказаний в воспитании ребенка, групповые дискуссии, обмен мнениями и опытом воспитания младших школьников (таблица1).Структура каждого занятия включала ряд этапов: 1) установочная рефлексия на занятие; 2) теоретический блок; 3) практический блок; 4) анкетирование родителей; 5) итоговая рефлексия.

 

Таблица 1. План цикла занятий для родителей младших школьников

Тема занятия Цель занятия Подробный план занятия
1 Вводное занятие Презентация предстоящего курса. 1) Знакомство учителя с родителями. 

2) Презентация «Историография проблемы поощрения и наказания в воспитании детей».

3) Беседа по презентации «Историография проблемы поощрения и наказания в воспитании детей».

4) Анкетирование родителей «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

5) Итоговая рефлексия «Ромашка».

2 Мой ребенок – младший школьник Овладение родителями психическими, физиологическими и педагогическими особенностями младших школьников. 1) Рефлексия «Мишень». 

2) Презентация «Особенности развития младшего школьника».

3) Просмотр и обсуждение кинофильма «Развитие ваших детей».

4) Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?».

5) Итоговая рефлексия «Заверши фразу».

3 Мы – родители, мы – воспитатели Овладение родителямиконцептуальными и процессуальными основами использования методов воспитания младших школьников. 1) «Рефлексивный круг». 

2) Педагогиада «Методы воспитания».

3) Деловая игра «Что делать, если…».

4) Анкетирование родителей «Методы воспитания».

5) Итоговая рефлексия «Цепочка пожеланий».

4 Воспитание в нашей семье Изучение отношений детей и родителей в семье, мер поощрения и наказания, которые предпочитают применять родители. 1) «Рефлексивный ринг» 

2) Групповая работа с текстом «Обнять, прижать, потормошить…» и «Ремень по наследству».

3) Театральная мастерская «Стиль семейного воспитания». Выставка рисунков детей «Моя семья»

4) Анкетирование «Какой я родитель»

5) Итоговая рефлексия «Цепочка пожеланий».

5 Воспитание без наказания Нахождение оптимального решения проблем, связанных с использованием поощрений и наказаний. 1) Рефлексия «Зарядка» 

2) Дискуссия на тему «Запрет наказаниям».

3) Ролевая игра «Я – родитель».

4) Рефлексия «Полезный совет».

6 Заключительное занятие Подведение итогов цикла занятий. Ток-шоу «Пусть говорят».

 

Так, например, в ходе первого занятия акцент сделан прежде всегона знакомство с родителями. Для этого предлагаются игры «Мое имя и Я», «Запомни мое имя». Далее идет презентация предстоящего курса. Родители знакомятся с наиболее интересными моментами истории поощрения и наказания в воспитании. Затем проводится первичное анкетирование родителей «Поощрение и наказание в воспитании ребенка». Завершающим этапом первого занятия предполагается подведение итоговой рефлексии «Ромашка».

Второе занятие начинается с рефлексивной методики «Мишень» с целью актуализации знаний предыдущего занятия и настроя на получение новых знаний, умений и компетенций. Теоретический блок подразумеваетовладение родителями психическими, физиологическими и педагогическими особенностями младших школьников. Для этого предлагается знакомство с презентацией «Особенности развития младшего школьника» в группах и выстраивание социально-педагогического портрета младшего школьника.Далее идет решение педагогических ситуаций, выявленных в результате анкетирования на предыдущем занятии и просмотр кинофильма «Развитие ваших детей». Также родителям предлагается анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?». Завершающим этапом занятия «Мой ребенок – младший школьник» является итоговая рефлексия «Заверши фразу».

Третье занятие«Мы – родители, мы – воспитатели» начинается с установочной рефлексии «Рефлексивный круг». Теоретический блок подразумевает педагогиаду, посвященную методам воспитания.При этом родители знакомятся на теоретическом уровне с воспитанием и без наказания. Далее родителям предлагаетсяделовая игра «Что делать, если…». Например, придя с работы, вашему взору открывается всеобщая чистота и красота. Ваш сын решил убраться в квартире без вашей просьбы. Но через некоторое время вы обнаруживаете пропажу своей любимой вазы и ее осколки под кроватью. Как вы поступите в данной ситуации? Родители в группахобдумывают данныеситуации, затем предлагают свое решение и доказывают его правильность. Зачастую мнения разных групп родителей не совпадают, происходит заинтересованная дискуссия, где вырабатывается единственно верное решение данной проблемы. При этом родители могут предлагать для решенияи ситуации из собственной практики.Предпоследний этап второго занятия – анкетирование родителей – направлен на выяснение у родителей арсенала методов, которыми они пользуются при воспитании своих детей, насколько они эффективны.Завершающим этапом второго занятия является итоговая рефлексия «Цепочка пожеланий».

Началом занятия «Воспитание в нашей семье» является актуализация полученных знаний на прошлом занятии. Для этого проводится «Рефлексивный ринг». Далее предлагаетсягрупповая работа с текстом«Обнять, прижать, потормошить…» и «Ремень по наследству» для совместной проработки и последующего обсуждения.Для выявления преобладания определенного стиля воспитания в семье с родителямипроводитсятеатральная мастерская «Стили семейного воспитания», при этом организуется выставка рисунков детей «Моя семья». Завершающим этапом является итоговая рефлексия «Цепочка пожеланий».

Пятое занятие «Воспитание без наказаний» начинается с рефлексивной методики «Зарядка». Далее, на основе памяток «Воспитание без наказаний», родители вовлекаются в дискуссию «Запрет наказаниям». Участники занятий (младшие школьники и их родители) высказывают свое мнение. Затем им предлагается принять участие в игре «Я – родитель». Цель игры – организация совместной деятельности родителей и детей по решению семейных ситуаций. Младшие школьники выступают в роли их родителей, а родители – в роли экспертов. Пример ситуации: уже поздно, и ваш ребенок не хочет идти домой после прогулки, мотивируя это тем, что завтра выходной. Эти ситуации обыгрываются ребятами, и они пытаются их решить, не используя наказаний. Им на помощь при необходимости приходят родители.Завершающим этапом пятого занятия является итоговая рефлексия «Полезный совет».

Заключительное ток-шоу «Пусть говорят» подводит итоги всех занятий цикла. Приведем примеры высказываний родителей СШ №5 г. Гродно, где апробировались разработанные нами занятия с родителями 2-ых классов: «Ранее в воспитании своего ребенка я опиралась на интуицию и свой опыт, а теперь непременно буду использовать педагогическую литературу» (Ольга В.);«Участие в мероприятиях класса помогло мне не только лучше понимать своего ребенка, но и грамотно выстраивать с ним отношения» (Виктор А.);«Знания, полученные на занятиях, обязательно будем применять в дальнейшем при воспитании своего сына» (Ирина и Максим Д.).

Таким образом, разработанный цикл занятий с предложенными формами организации способствует повышению компетенции родителей по вопросу применения методов поощрения и наказания в воспитательном процессе младших школьников, оказывает положительное влияние на взаимоотношения родителей и детей, позволяет родителям осознать необходимость рационального использования таких методов воспитания как поощрение и наказание.

Запись опубликована в рубрике 2013, Имидж современного специалиста, студента, ученика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>