Боровик Л.В. ТЕХНОЛОГИЯ ИМИТАЦИОННО-ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ АКТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации и осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средством, активизирующим и интенсифицирующим деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести имитационно-игровое моделирование, так как оно является одним из способов создания активной обучающей среды на уроках иностранного языка посредством формирования учебных ситуаций, направленных на имитацию различных действий. Другими словами – это ролевая игра.
Технология – это совокупность приемов, а прием эта структурная основа любого упражнения, учителю необходимо знать, что такое приём, из чего он состоит, как пользоваться этим важнейшим для него орудием. Любой приём включает в себя четыре компонента: а) операционные средства, или действия, которые совершает ученик; б) материальные средства, или вербальный, иллюстративный и схематический материал, которым ученик оперирует; в) способы, которыми совершается любое учебное действие; г) условия, в которых действует ученик [1, с. 101].
Основной особенностью игровых технологий является то, что все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс. Основная ведущая деятельность для младшего школьного возраста – это учебная деятельность, для среднего – это общественная деятельность и для старшего – это учебно-профессиональная деятельность [2, c. 204].
Под имитационным моделированием понимается процесс развёртывания конкретных условий и динамики профессиональной деятельности обучаемых, т.е. процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели. Игровое моделирование есть процесс принятия и исполнения роли – профессиональной деятельности человека в моделируемой обстановке, процесс воспроизведения и импровизации роли в соответствии с поставленной целью имитации. Существенными характеристиками процесса обучения, организованного с использованием имитационно-игрового моделирования, выступают:
- максимальное приближение обучения к реальной ситуации общения;
- обучение происходит в ненавязчивой, психологически привлекательной форме, когда обучаемые отнюдь не тяготятся учебным процессом, а заинтересованы в нём;
- широкая самостоятельность участников обучения, т.к. они сами принимают решение, вырабатывают стратегию и тактику поведения;
- развитие инициативы и творчества обучаемых, достижение высокой интенсивности интеллектуальной работы, которая позволяет участникам усваивать большое количество материала;
- изменение характера взаимоотношений учащихся с преподавателем; превращение их в такие, при которых ученик играет активную роль в обучении;
- формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие практических навыков работы в коллективе, понимание условий и принципов коллективной деятельности;
-       увеличение мотивации учения благодаря повышенному интересу, который обеспечивает значимость имитационных приёмов для подготовки, их динамичностью, эмоциональностью и установлением благоприятной психологической атмосферы, способствующей речевой активности на занятиях;
-       самооценка результатов своей деятельности со стороны участников игровой деятельности [3, c. 5].
Технология имитационно-игрового моделирования рассматривается позиции четырёх компонентов применяемых в обучении иностранному языку. Во временном плане технология ролевой игры представляет собой целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимися, который состоит из этапов подготовки, проведения, анализа и обобщения [4, c. 156].
  1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария, определения темы, постановки целей, задач, проблем. Затем составляется план проведения игры. В зависимости от ступеней обучения, данный этап работы и последующие могут не контролироваться учителем. На младшей ступени обучения отдаётся предпочтение контролю, на средней ступени обучения учитель может контролировать прямо либо косвенно. Это зависит от подготовки учащихся и от условий проведения. На данном этапе ролевой игры, учитель мотивирует учащихся к деятельности. На средней и старшей ступенях обучения ученики занимаются постановкой целей, задач и проблемы, разработкой сценария и правил проведения ролевой игры. Здесь учитель выступает в роли фасилитатора. На младшей ступени обучения, учитель выступает в роли контролёра. Он не только мотивирует учащихся к проведению ролевой игры, но и сам выступает в роли режиссёра, занимается целеполаганием, определяет критерии оценок и объём лексических единиц. Вербальный материал, которым ученик оперирует на данном этапе – ЛСС. В данном этапе можно выделить подэтапобъяснение. Здесь происходит ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока. Учащиеся обосновывают постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовительные пакеты необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику проведения. Правила игры устанавливаются коллективно с учителем либо только учениками, но обязательно одобрены учителем. При распределении ролей необходимо учитывать социально-психологическую характеристику учащегося( статус в классе, интересы, характер межличностных отношений) и уровень их языковой подготовки. Перед игровым этапом проводится социальный тренинг, где происходит имитация «упражнений в общении». Это способствует снятию психологического барьера в общении. На данном этапе ролевой игры, ученик действует во внутренних условиях, т.е. это субъектные свойства к которым относится: умение работать, выполнять учебную деятельность.
  2. Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определённые роли. Учитель конкретизирует цели и задачи и направляет учащихся на решение проблемы, которая была поставлена игротехником. После чего проводится «мозговой штурм», а затем учащиеся синтезируют и анализируют идеи, определяют тактику решения проблемы. В помощь им даются различные опоры: ЛСС, ЛСКП, ФСТ, КСП функциональные схемы диалога, речевые образцы, план, текст, а также изобразительные средства: рисунки, кроки, карикатуры, аппликации, художественные картины, фотографии, макеты и др. Позиция учителя может быть разнообразна. Он может выступать как руководитель т.е. сценарист, может быть участником т.е. партнер учеников по игре, наблюдатель т.е. контролёр за ходом игры и отсутствующий т.е. уходит их класса, оставив играющих. На различных ступенях обучения совершенно различные позиции учителя и способы, которыми совершается любое учебное действие. Например: коллективно, в группах, индивидуально, под руководством учителя, с помощью памятки и т.д. Контроль учителя во время проведения игры не должен быть замечен учащимися. Во время возникновения речевых ошибок, учитель незаметно помечает их. Внутренними условиями данного этапа являются личностные (опыт ученика, эмоционально-чувственная сфера, интересы и пожелания, статус личности в коллективе) и индивидуальные(память, воображение, способность к имитации) свойства.
  3. Этап анализа и обобщения. По окончанию игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем ещё надо поработать. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации соответствующей области реальной ситуации. Основными способами являются: индивидуальная работа и работа с помощью памятки. Можно раздать индивидуальные листы анализа всем обучаемым, дать время обдумать и ответить на вопросы, содержащиеся в них. Условия, в которых ученик совершает действия – это его индивидуальные свойства. Он должен обладать способностью к обобщению, самооценке.
Таким образом, имитационно-игровое моделирование отличается от других форм активного обучения преобладанием самообучения над обучением. В игровых условиях нельзя предусмотреть ситуации, с которыми столкнуться участники, можно лишь определить правила поведения игроков в различных ситуациях. Применяемое игроком решение основано на его собственных предшествующих решениях, которые игрок принимает под влиянием других игроков. Значит, самообучения с автооценкой результатов становится отличительной чертой учебного процесса. Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке. Большим преимуществом является то, что она может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом этапе. Смысл заключается в том, что учитель должен так подготовить участников, чтобы игра проистекала как можно больше без его вмешательств.
Литература
  1. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ.сред. образования / Е.И. Пассов. – Минск: Лексис, 2003. – 184 с.
  2. Г.К.. Селевко Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / –Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. –816 с.
  3. Имитационно-игровое моделирование в обучении иноязычному общению: Метод. реком. / Сост. О.В. Гилева. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 40 с.
  4. Конышева, А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика / А.В. Конышева. – Минск : ТеатраСистемс, 2008. – 288 с.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий