Знание иностранных языков необходимо большинству людей, желающих добиться успеха в жизни. С каждым годом современная система образования всё активнее использует новейшие инновационные технологии. Данные технологии представляют собой не только отдельные технические средства или системы передачи и обмена информацией, с помощью которых осуществляется учебный процесс, но и целостную систему методов обучения, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся, развитие навыков речи. Увеличение количества сфер, видов речевой деятельности, для осуществления которых требуется владение иностранным языком, интеграция и интернационализация различных областей жизнедеятельности повышают требования к качеству преподавания иностранного языка в неязыковых вузах [1].
Развитие информационных технологий предоставило возможность внедрить в занятия дистанционное обучение. Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2, с. 17]. Оно имеет ряд преимуществ, позволяет обучаемому выбирать время и место для обучения, позволяет лицам, лишенным возможности получить традиционное образование по тем или иным причинам, также дистанционное обучение позволяет снизить расходы на обучение.
Одним из наиболее эффективных средств дистанционного обучения является вебинар. Слово «вебинар» (сокр. от англ. «Web-based seminar») происходит от двух слов «web» — сеть и «семинар».
Вебинар — это проведение онлайн-встреч и презентаций через Интернет в режиме реального времени. Вебинар предоставляет возможности преподавателю передавать информацию, задания, а участникам с помощью виртуального класса, в котором есть возможность слышать и видеть друг друга в любой точке мира, получать информацию и обучаться.
Несмотря на то, что и преподаватель, и студенты находятся достаточно далеко друг от друга, на расстоянии, тем не менее образуется определенная виртуальная аудитория, в которой все встречаются с общей целью. Организация этого мероприятия происходит с помощью специальных web-технологий, общение происходит в синхронном режиме прямой трансляции. Таким образом, вебинар – новая интернет-технология, которая очень активно используется теми, кто понимает ценность времени.
Вебинары делят на два типа: веб-семинары, которые предполагают двустороннее общение преподавателя и обучающихся и веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: преподаватель делает доклад, студенты его смотрят и слушают.
Вебинар предоставляет участникам онлайн-семинара такие возможности как показывать участникам презентации, рисовать на виртуальной доске, делать активными опросы и для большей интерактивности участники, могут задавать вопросы и получать ответы в режиме реального времени. В отличие от обычного семинара, слушатели по окончанию онлайн-семинара получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации.
Запускается вебинар с помощью web-приложения. Этот альтернативный формат построения диалога со студентами с помощью применения современных Smart-технологий позволяет проводить дистанционное обучение студентов, а также организовывать видеоконференции в режиме онлайн. Использование нового формата общения позволяет увеличить интерес молодой аудитории к проводимым занятиям и семинарам и повысить их посещаемость, а также сэкономить время [1].
Однако, не смотря на большое количество преимуществ, вебинар имеет и свои недостатки.
- Во время проведения вебинара между ведущим-преподавателем и аудиторией не будет установлена эмоциональная связь, которая появляется в результате живого общения в реальном времени. Это очень важный аспект, который напрямую влияет на эффективность того же обучения.
- Вебинар — достаточно новый инструмент для проведения конференций, поскольку некоторые преподаватели, привыкшие работать с живой аудиторией, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает ритм выступления.
- Многие сомневаются в эффективности вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоение материала будет гораздо более слабым.
- Необходимо иметь запасной вариант проведения конференции в случае технических неисправностей [3].
Для того чтобы участвовать в онлайн-семинаре участнику необходимо иметь компьютер, интернет соединение, колонки или наушники. Также техническая сторона вебинаров включает в себя создание регистрационных форм для слушателей. Необходимо проинструктировать слушателей, как правильно настроить звук и другие параметры. Важно обеспечить непрерывную трансляцию вебинара. Сюда входят «рабочий стол» докладчика, PowerPoint-презентации, звук, видео. Необходимо обеспечить, связь между докладчиками и участниками, а также между самими слушателями. Тут можно использовать «чат» или микрофон.
Эффективность проведения вебинаров во многом зависит от качества подготовки к ним. С точки зрения обучения иностранным языкам стоит отметить тот факт, что само по себе обучение в стиле «вебинар» выглядит немного необычно и нетрадиционно, поскольку нет непосредственного живого и динамичного контакта со слушателями. Преподаватель не видит реакции слушателей вебинара, из-за чего может быть потерян контакт с аудиторией. Стоит также учитывать во время проведения вебинаров наличие базовых знаний для участия в вебинаре [4].
Вебинары являются эффективным инструментом для организации удаленного обучения студентов иностранным языкам с богатыми демонстрационными средствами. Удобный способ показа информации в любом формате, включая изображения и видео, даёт возможность видеть и слышать собеседника. В связи с этим можно констатировать, что подобная технология является полноценной альтернативой очной встрече, что всегда было очень важным при изучении иностранных языков.
Таким образом, обучение иностранному языку в режиме онлайн позволяет охватить огромную аудиторию и использовать максимум возможностей «электронного» обучения. Получение знаний и их оперативный контроль возможен в любой точке мира, оборудованной доступом в Интернет.
Технология вебинаров оказалась одним из самых удобных и экономически выгодных решений для проведения обучения в том числе и иностранным языкам [5].
Это технология, позволяющая видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме, максимально приближая общение на расстоянии к реальному живому общению.
Таким образом, уже сейчас обучение студентов ведению дискуссии с применением новейших инновационных технологий способствует развитию познавательной активности, значительно повышает интерес к учёбе и даёт хорошие результаты.
Литература
-
Герасименко, Т.Л. Smart-технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Экономика, статистика и информатика / Т.Л. Герасименко, И.В. Грубин, Т.М. Гулая — М.: Высшая школа, 2009 – 234с.
-
Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат, Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.