Подрецкая Г.Н. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РФ И РБ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

В России и Республике Беларусь происходят изменения многих сторон современной жизни, в том числе сферы образования. Вследствие происходящих перемен усиливается потребность реформирования школьного и дошкольного образования.
В связи с формированием общего образовательного пространства России и Беларуси, в различных системах, в том числе и в системе дошкольного образования реализуются образовательные программы, основывающиеся на единых научных подходах к периодизации развития детей дошкольного возраста, методам и приемам их воспитания, обучения и развития в России и Беларуси.
Модернизация систем образования в России и Республике Беларусь предполагает и реформирование дошкольного образования, так как работа с детьми признается в настоящее время областью наиболее результативных инвестиций. В настоящее время в России и Беларуси часто обсуждаются вопросы, связанные с качеством образования, в том числе и дошкольного.  В связи с этим, в обеих странах вводятся новые стандарты, в том числе и стандарты дошкольного образования. Однако содержание стандартов в России и Беларуси разное, да и системы дошкольного образования различаются. В связи с этим, проанализировав качество дошкольного образования в России и Республике Беларусь, мы сможем выработать общие рекомендации по улучшению качества дошкольного образования в обеих странах.
В Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году в качестве приоритетных направлений в развитии дошкольного образования выделяют [1]:
  1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования
  2. Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования за счет:
А) обеспечения методического сопровождения деятельности учреждений дошкольного образования по внедрению учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 (далее – учебная программа дошкольного образования);
Б) предоставления дошкольного образования в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г.  № 146 (далее – образовательные стандарты дошкольного образования);
В) оптимизации количества документов в учреждениях дошкольного образования;
Г) формирования системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь;
Д) создания условий для популяризации и расширения сферы использования белорусского языка в учреждениях дошкольного образования;
Е) совершенствования качества экспериментальных и инновационных проектов в сфере дошкольного образования;
Ж) обеспечения учреждений дошкольного образования учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь;
З) активизации работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей.
3. Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования.
К задачам, стоящим перед педагогами дошкольных учреждений Республики Беларусь относят улучшение качества дошкольного образования и самой сети ДОУ, которая ежегодно не досчитывается от 15 до 50 тысяч детей. Особенно остро эта проблема стоит на селе. Возникает вопрос: как распорядиться кадрами, материально-технической базой в тех местностях, где порой педагогов оказывается больше, чем детей?
Четверть из 4200 детских садов республики работает сегодня по инновационным технологиям. При этом требования к качеству дошкольного образования должны поддерживать умение анализировать и обдумывать каждую инициативу, не позволяя увлекаться чистым экспериментированием. Ведь государством во главу угла в настоящее время, безусловно, ставится здоровье подрастающего поколения.
Таким образом, в Беларуси есть система законов, специально посвященных дошкольному образованию.
В России приоритетными направлениями в области дошкольного образования являются [2]:
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование педагогического  корпуса
4. Изменение инфраструктуры  ОУ
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности ОУ и т.д.
Российских педагогов в связи с проблемой качества дошкольного образования тревожат вопросы финансирования и ход эксперимента по долевому финансированию. В России также разработан «Закон о дошкольном образовании», но, в отличие от Беларуси, в Российской Федерации он не утвержден, поскольку многим представляется спорным сам факт существования такого рода законов. Есть мнение, что все этапы образования должны определяться и отражаться в общем законе «Об образовании». Споры в России также вызывает и проблема стандартизации в дошкольном образовании. Пока половина российских детей не охвачена дошкольным образованием, стандарт заменен портретными характеристиками ребенка на этапе завершения им ДОУ.
Отличительной чертой дошкольной педагогики последних лет в России была программная вариативность.
Таким образом, современным Беларуси и России необходима эффективная государственная политика в области детства, заключающаяся в совершенствовании содержания дошкольного образования в разных аспектах (выработка единого подхода к пониманию качества дошкольного образования; обеспечение согласованности деятельности системы дошкольного образования в РФ и РБ). Оценка качества дошкольного образования осуществляться на основе единого комплекса параметров на всей территории Российской Федерации и Республики Беларусь и на всех уровнях управления образованием, имеющих соответствующую компетенцию: локальном, или на уровне управления образовательным учреждением; муниципальном; региональном.

Список литературы

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году от 22.07.2013. – Минск, 2013. – 49 с.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
N 1155 г. − Москва, 2013.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий