В начале XXI века случилось то, о чем так много говорили ученые в веке XX, – мир пришел к так называемой системе “информационного общества”. Сегодня практически каждый житель, даже самого удаленного уголка планеты, может узнать обо всем, что случилось в мире накануне, и непосредственно о том, что происходит в данный момент. Это стало возможно благодаря Интернету. Нередко человек осведомлен о последних мировых событиях лучше, чем о том, что происходит в организации, где он работает [1].
Это и понятно – чтобы быть в курсе мировых новостей, достаточно зайти на нужный сайт и прочитать все, что тебя интересует. В то же время грамотная координация деятельности нескольких отделов организации требует регулярного обмена документами, а иногда дополнительных консультаций и длительных совещаний.
Одно из современных решений, которое сегодня используют западные компании для экономии времени и усилий сотрудников, а также для сокращения расходов, – это Интранет. Интранет(англ.Intranet, также употребляется термининтрасеть)– в отличие от сети Интернет, это внутренняя частная сеть организации. Как правило, Интранет – это Интернет в миниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования некоторой части информации внутри этой организации. Это могут быть списки сотрудников, списки телефонов партнёров и заказчиков. Чаще всего под этим термином имеют в виду только видимую часть Интранет – внутренний веб-сайт организации. Основанный на базовых протоколах HTTP и HTTPS и организованный по принципу клиент-се́рвер, интранет-сайт доступен с любого компьютера через браузер. Таким образом, Интранет – это «частный» Интернет, ограниченный виртуальным пространством отдельно взятой организации. Интранет допускает использование публичных каналов связи, входящих в Интранет, (VPN), но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы. Приложения в Интранет основаны на применении Internet-технологий и в особенности Web-технологии: гипертекст в формате HTML [2].
С целью повышения эффективности управления и работы с информацией сотрудниками, структуризации корпоративной информации, организации быстрого доступа к документам и приложениям внутри организации, сотрудниками информационно-аналитического центра Гродненского государственного университета имени Янки Купала (ГрГУ) были разработаны и внедрены Интранет и Образовательный портал – сайты внутри главного университетского сайта.
Интранет позволяет сотрудникам университета эффективно находить и использовать необходимую корпоративную информацию, оперативно получать информацию о важных событиях, организовать эффективный процесс групповой работы.
Интранет – расширяемая система, при необходимости он может быть расширен новыми функциональными модулями исходя из корпоративных потребностей.
Доступ к корпоративному сайту (intra.grsu.by) осуществляется с использованием учетных записей Единого информационного пространства – ЕИП (логин и пароль домена AD-GRSU, также используется для доступа в Интернет). Возможность посещения данного сайта имеют не только сотрудники университета, но и студенты.
В целях обеспечения безопасности доступ осуществляется по протоколу https, используя безопасное соединение SSL.
Для доступа к корпоративному сайту следует:
1. В правой верхней части официального сайта ГрГУ выбрать значок перехода к корпоративному сайту «Интранет ГрГУ» (рисунок 1).
рис. 1
2. На странице авторизации в поле «Логин» указать имя учетной записи ЕИП, в поле «Пароль» – пароль и кликнуть кнопку «Войти» (рисунок 2).
рис. 2
3. Откроется главная страница корпоративного сайта, предполагающая выбор дальнейших действий (рисунок 3).
рис. 3
4. Для завершения работы с корпоративным сайтом кликнуть ссылку «выход» на странице справа выше и закрыть Интернет-обозреватель.
Преимущества интранет-сайта ГрГУ:
- очень удобна интранет-система для тех работников, которые ездят в командировки, – возможность удаленного доступа к информации позволяет беспрепятственно заходить на сайт, пользоваться внутренними документами и работать с аналитической и финансовой информацией;
- результат же внедрения Интранета становится заметен практически сразу – у руководства появляется возможность лучше координировать деятельность всех факультетов, отделов и подразделений, у сотрудников и студентов появляется серьезный помощник, и, следовательно, повышается эффективность работы университета;
- возможность генерации подразделениями, факультетами, отделами университета собственных новостей, которые могут быть опубликованы как для общего доступа (новости корпоративного масштаба), так и для доступа только внутри подразделений, отделов (внутренние инструкции и т.п.). Подать заявку на размещения информации в рамках университетского сайта или интранет-сайта легко. Для этого необходимо заполнить форму, указав:
- На каком сайте нужно разместить материал – grsu.by или intra.grsu.by (рисунок 4).
рис. 4
рис. 5
- Время, которое материал должен находиться на сайте.
- Прикрепленный файл с текстом или изображением.
- Контактный телефон, по которому можно связаться с ответственным за подачу заявки;
- создание системы рассылки новостей, приказов и распоряжений как отдельным сотрудникам, так и различным группам и отделам;
- создание единого хранилища документов университета (например, приказов, распоряжений и т.п.) с возможностью поиска (рисунок 6);
рис. 6
- обеспечение сотрудников и студентов информацией о событиях, происходящих в университете;
- проведение опросов, рейтинговых голосований среди сотрудников и студентов университета, формирование архива опросов;
- возможность обсуждения сотрудниками, студентами различных новостей, событий, документов на форуме корпоративного сайта;
- удобный расширенный поисковый интерфейс, наличие поисковых фильтров в подразделах портала. Включена возможность поиска абитуриентов, сотрудников, обучающихся (рисунок 7);
рис. 7
- разделение прав доступа к информации как на самом интранет-портале, так и в интерфейсе администратора (каждое подразделение университета может редактировать только свои разделы портала).
Образовательный портал – это студенческий научно-образовательный электронный информационный ресурс, предназначенный для эффективного использования, надежного хранения и упорядочения учебных материалов как для преподавателей, так и для студентов [3].
На главной странице Образовательного портала в верхнем правом углу есть строка поиска (пункт 2 на рисунке 8), которая поможет сориентироваться на сайте. Также можно работать с такими рубриками, как: «Расписание студента», «Расписание преподавателя», «ЭУМК», «Галерея», «Конференции», «Новые книги», «Библиотека», «Учебный процесс» (пункт 1 на рисунке 8) и др. Однако, чтобы воспользоваться всеми возможностями портала, необходимо авторизоваться (пункт 3 на рисунке 8).
рис. 8
рис. 9
Во вкладке «Расписание» и студенты, и преподаватели могут найти время своих занятий, аудитории. Во вкладке «Библиотека» есть такие подразделы, как: «Электронные средства обучения» и «Научная библиотека ГрГУ» (рисунок 10).
рис. 10
В электронных средствах обучения размещены в свободном доступе электронные пособия и учебники (рисунок 11).
рис. 11
Через вкладку «Научная библиотека ГрГУ» происходит переход на официальный сайт научной библиотеки нашего университета.
Рассмотрим подробно вкладку «ЭУМКД». «ЭУМКД» — это система учебно-методических комплексов. Для того чтобы просмотреть содержание данного комплекса, необходимо повторно авторизоваться. И только тогда видна страница «Обзор моих курсов» (рисунок 12), где можно выбрать интересующий учебный предмет и режим работы с ним.
рис. 12
Каждый предмет содержит следующие подразделы: «Аннотация», «Учебная/ рабочая программа по дисциплине», «Теоретический блок» (может содержать лекции, электронные учебники по дисциплине), «Практический блок» (задания к практическим занятиям, презентации), «Блок контроля знаний» (вопросы для самопроверки, программа зачета, экзамена).
рис. 13
Также можно увидеть элементы управления порталом (пункт 1 на рисунке 13). Для того чтобы внести правки в учебном предмете, нужно нажать кнопку «Редактировать» (пункт 2 на рисунке 13) и, например, добавить документ в один из подразделов. Следует отметить, что только преподаватель, назначенный ответственным за наполнение содержания дисциплины, может вносить изменения в курсы (пункт 1 на рисунке 14).
рис. 14
Отметим, что можно вносить изменения в материалы, уже размещенные на портале. На рисунке 14 (пункт 2) выделены кнопки, при помощи которых это можно делать: (слева направо) «Переместить вправо», «Перенести», «Редактировать», «Удалить», «Скрыть» (позволяет временно спрятать какой-либо файл).
И еще одно достоинство учебно-методического комплекса, о котором стоит упомянуть, – это то, что у преподавателя нет необходимости из года в год заполнять одни и те же материалы на портале. Для этого можно воспользоваться кнопкой «Импортировать данные» (рисунок 15). Данная функция позволяет перенести все материалы курса за предыдущий семестр (или учебный год) для дальнейшего пользования.
рис. 15
Таким образом, в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы созданы все необходимые условия для успешного функционирования информационных систем в рамках учебной и внеучебной деятельности преподавателей, сотрудников и студентов.
Список литературы
-
Микрюков, В.Ю. Информация, информатика, компьютер, информационные системы, сети / В.Ю. Микрюков. — Ростов на Дону: Феникс, 2007
-
Интранет // Википедия [электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%F0%E0%ED%E5%F2. – Дата доступа: 04.04.2014.
-
Образовательный портал // Гродненский государственный университет имени Янки Купалы [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://edu.grsu.by/. – Дата доступа: 08.04.2014.