В современном мире существует острая потребность в личности, обладающей не только профессиональными знаниями и умениями, но и стремлением к быстрому обновлению знаний, к самореализации. Особую актуальность приобретает исследование готовности к самореализации будущих педагогов, так как только тот учитель, который сам обладает ей, сможет создать условия для формирования данного феномена у учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил большое количество точек зрения на сущность понятия «самореализация». Так, например, в «Педагогическом энциклопедическом словаре» самореализация понимается как «одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности» [1, с. 253]. И.Б. Дерманова и Л.А. Коростылева трактуют самореализацию как «процесс реализации себя – осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» [2, с. 21]. И.Д. Егорычева самореализацию определяет как специально организованную субъектом деятельность, целью которой является воплощение им своего субъективно ощущаемого предназначения [3, с. 30]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в науке самореализация рассматривается как цель, процесс или результат. Однако абсолютно не исследовался вопрос о готовности специалиста к самореализации, его отношение к этому феномену, остается нераскрытым вопрос о том, как должно быть организованно обучение в вузе, чтобы самореализация из потенциальной возможности, превратилась в реальность для всех студентов. Этот вопрос предельно актуализирует проблему изучения расположения самореализации в шкале ценностных ориентаций будущих педагогов.
С целью выявления ценностного отношения к самореализации, понимания данного феномена у выпускников педагогических специальностей нами на базе Гродненского государственного университета им. Я. Купалы в 2013 году было проведено исследование. В качестве методов исследования использовались анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка. Респондентами выступили 127 выпускников педагогического факультета.
Анализ полученных результатов показал, что большинство будущих педагогов не считают самореализацию одной из собственных ведущих ценностных ориентаций. И как следствие понимают самореализацию узко и однобоко, не видят ее целостности. Так, большая часть опрошенных (52%) понимает самореализацию как результат. Около трети опрошенных под самореализацией понимает практическое осуществление человеком его задатков и способностей через ту или иную деятельность. Как процесс самореализацию видят 11 % респондентов. Вместе с тем, специально организованную субъектом деятельность, целью которой является воплощение им своего субъективно ощущаемого предназначения [2, с. 30] нельзя понимать лишь как процесс осуществления своих способностей и результат. Самореализация – это особая деятельность. Ей присущи как общие черты любой деятельности, так и специфические черты, характерные только для данного процесса.
Проведенное нами исследование позволило условно выделить 4 типа педагогов в зависимости от ценностного отношения к процессу самореализации.
- Педагоги-негативисты, не желающие развиваться, самореализовываться, терпеть не могут новшеств. Недовольны всем: работой, начальством, коллегами, учениками. Считают, что они достигли своего потолка. Не способны самоорганизовываться и саморазвиваться. Просматривается негативное отношение не только к окружающим,но и к самим себе. Как правило, такой педагог не ценит себя, не доверяет своим суждениям и идеям.
- Педагоги-карьеристы, видящие в самореализации пользу лишь для своей карьеры. Готовы пойти на все, чтобы подняться по «лестнице успеха». Ориентированы главным образом на поддержание собственного профессионального престижа. Весьма квалифицированные специалисты, так как в круге профессионального общения важно подтверждение своего высокого профессионального статуса. Сосредоточенность на профессиональном утверждении является мотивацией всей жизни.
- Педагоги-эгоцентристы, самореализующиеся лишь для того, что бы это оценили. Ориентированы главным образом на достижение собственной выгоды. Одинаково безразличны как к коллегам, так и к учащимся. Основной ценностью для такого педагога является он сам: его мысли, его идеи, его принципы.
- Педагоги-альтруисты, готовые на все что бы принести пользу своим воспитанникам. Главной ценностью таких педагогов является то, что они относятся положительно как к себе, так и к другим. В каждом видят личность, «которую можно направлять, но нельзя ломать». Основная черта таких педагогов – креативность.
Проведенное исследование позволяет сделать нам некоторые выводы. Во-первых, оно показало, что большинство будущих педагогов не считает самореализацию одной из собственных ведущих ценностных ориентаций и, как следствие, не видит целостности данного феномена, а рассматривает самореализацию однобоко. Во-вторых, выявлена типология педагогов, которая может послужить основой для исследования проблем подготовки будущих педагогов к самореализации и дальнейшего поиска путей их решения. Полученные нами результаты обостряют проблему подготовки будущих педагогов к дальнейшей самореализации себя в профессиональной деятельности.
Список литературы
-
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол. М.М. Безруких, В.А. Болтов, Л.С. Глебова [и др.]. – М.: изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – 528 с. – С. 253.
-
Дерманова, И.Б. Некоторые аспекты феномена самореализации / И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – С. 21.
-
Егорычева, И.Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста-развития / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 30.