Масальская А.И. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО

Термин портфолио является калькой с итальянского  термина «portfolio» и в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».  В 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики. Всем хорошо известны выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов», «министерский портфель» и т. д. В российских официальных источниках термин «портфолио» был введен позднее: с начала 90-х гг. это слово стало означать набор фотографий манекенщицы или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место. Современное развитие педагогической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью.
Портфолио ныне широко применяется в педагогической   практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется: от начальной до высшей школы. На современном этапе информационного общества активно используются новые формы портфолио – «электронный портфолио», а также  формы, ориентированные на новые образовательные цели – «паспорт компетенций и  квалификаций».  Портфолио рассматривают как форму аутентичного оценивания образовательных результатов по  продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов  деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии обучения в контексте компетентностного  подхода и является, по сути,  альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест,  экзамен).
Термин «электронный портфолио» обозначает веб-базированный ресурс, который отражает непрерывный рост учебных, научных  или  профессиональных достижений владельца. Электронный портфолио основан на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок [1].
Технология электронного портфолио стремительно распространяется в мировой системе образования. Создаются национальные и международные организации, занимающиеся изучением соответствующих вопросов,  – Консорциум европортфолио, Международная ассоциация по электронному портфолио, Датский  консорциум по электронному портфолио. В настоящее время насчитывается более сотни различных ассоциаций, объединяющих ученых, практиков, экспертов, разработчиков и энтузиастов электронного портфолио по всему миру. Цели и задачи данных организаций различны. Так, например, деятельность Консорциума европортфолио направлена на то, чтобы через систему электронного портфолио обеспечить конкурентоспособность европейского образования в мировой системе образования, в Международная ассоциация по электронному портфолио объединяет исследователей и практиков, изучающих влияние е-портфолио на различные аспекты процесса обучения и образовательные результаты студентов.
В разных странах национальные и региональные образовательные агентства по-разному воспринимают технологию е-портфолио и, соответственно, в разной степени поддерживают исследователей и практиков, внедряющих данные инновации в образовательную реальность.
В качестве примера различных подходов к использованию электронного портфолио в зарубежных вузах рассмотрим американский и европейский опыт.
Теоретические разработки по проблеме использования метода е-портфолио в учебном процессе появились в США в середине 90-х гг. ХХ в. В это же время в университетах США начинается и практическая работа в данном направлении.
С 2003 года в университете Сэлв Реджина, штат Род Айленд, США, разрабатывается и активно внедряется в практику программа ePortfolio, которая является частью национального проекта, поддерживаемого Ассоциацией американских колледжей и университетов. Цель программы  (в рамках данного университета) – вовлечение в создание и использование электронного портфолио всех студентов вуза.
При создании портфолио студенты опираются на готовые шаблоны, разработанные университетским компьютерным центром. Наполнение е-портфолио происходит при помощи программы MacromediaDreamweaver. Студенты несут ответственность за развитие содержания собственного портфолио.
В электронном портфолио студента представлены следующие разделы:
  • Индивидуальный учебный план;
  • Программы  курсов по базовым предметам, специальным предметам;
  • Обоснование студентом выбора им тех или иных предметов и его ожидания от изучения этих предметов;
  •  Профессиональные навыки;
  • Характеристика места практики;
  • Компетенции, приобретенные при разработке проектов.
Администрация факультета на основе анализа данных, представленных в индивидуальных портфолио студентов, может выстраивать образовательную политику университета, а также рекламировать отдельные образовательные программы и специальности. Заметки студентов позволяют проводить контент-анализ причин выбора конкретного университета, его преимуществ перед другими и мотивов выбора профессиональных программ обучения.
В профессиональном колледже Лагуардиа, штата Нью-Йорк, развитие методологии е-портфолио связывает инновационную педагогику и цифровые технологии, основанные на новых подходах к оценке образовательных результатов.
Электронный портфолио  предоставляет студентам колледжа инструмент для создания коллекции их академических работ и рефлексивных материалов обучения. Университетский портал, предназначенный для работы с е-портфолио, содержит общую информацию о методе электронного портфолио, инструментарий для разработки и развития портфолио, инструкции по разработке и методические материалы, подробно описывающие этапы разработки, а также галерею студенческих портфолио.
Структура е-портфолио студента колледжа состоит из титульной страницы с приветствием и следующих разделов: личная информация, учебные курсы и проекты, резюме, образовательные цели, ссылки, контакты.
Необходимо отметить, что на сайте предложены для заполнения три основных варианта портфолио: 1) портфолио базового уровня. Предназначен для учащихся, не имеющих особых навыков работы с компьютером. Портфолио имеет простой дизайн и состоит из нескольких разделов, которые представляю собой ссылки на текстовую информацию с редким включением графической информации; 2) портфолио промежуточного уровня. Для создания студентам необходимо установить и изучить компьютерную программу NetcapeComposer. Портфолио данного уровня имеет более сложный дизайн; 3) портфолио продвинутого уровня. Предназначен для студентов, свободно владеющих компьютером и желающих создать оригинальный портфолио. Для разработки портфолио данного уровня необходимо, чтобы студенты изучили программы MacromediaDreamweaver, Fireworksили Flash).
Отметим, что, несмотря на различный внешний вид, портфолио всех трех уровней состоят из стандартных разделов:
Общая информация: дата и место рождения, интересы, хобби, ссылки на школы, в которых учились.
Занятия и проекты: представление курсов, которые уже изучены, итоговые работы, выполненные по программе каждого курса.
Образовательные цели: краткосрочные и долгосрочные планы студентов.
Резюме: совместно со стандартными пунктами можно увидеть и описание видения профессиональной карьеры.
Ссылки: коллекции ссылок на образовательные сайты (с их описанием).
Контакты: контактная информация (обычный и электронный адреса).
В США, начиная с 2005 г., в каждом семестре проводится национальный конкурс проектов на лучший студенческий электронный портфолио, благодаря которому студенты совершенствуют свои навыки в создании портфолио.
В качестве примера использования электронного портфолио в европейских странах можно привести Швейцарию, а именно Высшую педагогическую школу кантона Санкт-Галлен. В данном учреждении образования все студенты-первокурсники, начиная с первого семестра создают свои учебные е-портфолио.
Портфолио студента включает в себя цифровую базу личных данных, документирующих основные учебные результаты, а также различные описания развития профессиональных компетентностей за отчетный период времени.
Форма портфолио для всех студентов одинаковая – портфолио состоит из следующих разделов:
  • Информация. Представлена личная информация о студенте (имя, фамилия, возраст, место учебы, адрес электронной почты и т.д.).
  • Новости. Отражены 5-6 последних записей, внесенных в портфолио.
  • Профессиональное развитие. Раздел включающий в себя описание профессиональной мотивации, учебной биографии, приводятся размышления о профессиональных идеалах, описываются основные компетенции и навыки, приобретенные студентом в процессе обучения, представлено описание педагогической практики студента.
Согласно правилам проекта ePortfolio, реализуемого в данном институте, все студенты должны вносить записи в учебный портфолио не реже одного раза в неделю [2].
Обобщая опыт зарубежных университетов использования в учебном процессе электронного портфолио, можно сделать следующие выводы:
  1. Технология «электронное портфолио» можно рассматривать как инструмент вовлечения в реальную деятельность и разработку контента информационной образовательной среды вуза преподавателей, студентов и администрации, через который реализовывать концепцию электронного обучения конкретного вуза.
  2. Для реализации потенциала технологии необходимо, чтобы работа по созданию и развитию портфолио студента стала элементом обучения и изучения в образовательных программах университета.
  3. Учебное пространство должно быть готово к ошибкам и их коррекции. Защита информации и право самому студенту определять уровень доступа к материалам его портфолио.
Список литературы
  1. Иванова Л.А. Web-портфолио как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности будущего лингвиста-преподавателя // инновационные направления в образовании: сборник материалов международной научно-практической конференции : в 4 ч. – ч. 4 / под науч. ред. А.С. Белкина; под общ. ред. Т.А. Сутыриной, Н.И. Мазурчук. – Екатеринбург: УРГПУ, 2009. – с. 69-72.
  2. Смолянинова О. Г. Использование метода электронного портфолио в практике зарубежных вузов // Информатика и образование. – 2008. – № 11. – С. 99.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий