В последнее время формирование успешного имиджа становится актуальной задачей не только в деловой сфере, но и в студенческой среде. Изучение имиджа студенчества актуально на сегодняшний день, поскольку постоянно возрастают требования как к современному специалисту, так и к будущему профессионалу. В настоящее время важно иметь грамотно созданный имидж не только при построении межличностных отношений и при продвижении по карьерной лестнице, но и при вступлении в профессиональную среду.
Студент — это часть современного социума, который ищет себя, свое место, стремится выделиться среди остальных, доказать на что он способен, показать остальным свой социальный статус и то положение, которое он хочет занимать в обществе. В этом случае внешний облик может сыграть немаловажную роль.
Выделяют четыре составляющих успешного имиджа студента. Это визуальное восприятие, интеллектуальное восприятие, статусное восприятие и социальный фон. По этим критериям можно оценить студента, и определить его успешность. С другой стороны имидж студента не должен быть заурядным и слишком скучным. Он должен отражать не только человека, который заинтересован в получении знаний и образования, но и внутренний мир человека, а именно самого себя. «Нет смысла надеяться, что другие оценят вас за ваш характер и личность, не обратив внимания на то, как вы выглядите», — говорит Брайан Трейси, бизнес-тренер, лектор, писатель, автор известных книг и аудиопрограмм на темы бизнеса [1, с. 17].
Итак, имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу.
Выделяется ряд этапов формирования имиджа, а именно:
Первый этап: Формулировка имиджевых целей. Необходимо четко сформулировать послание, которое содержится в желаемом имидже.
Второй этап: Анализ имиджевой аудитории. На этом этапе проводятся количественные и качественные исследования имиджевой аудитории.
Третий этап: Прорисовка имиджевых характеристик. Составляется список качеств, которые необходимо транслировать имиджевой аудитории.
Четвертый этап:Соотнесение и анализ наличных и желаемых характеристик. На этом этапе формируются три списка характеристик:
- характеристики, работающие на создаваемый имидж: их необходимо усиливать и демонстрировать;
- характеристики, снижающие или разрушающие создаваемый имидж: от них необходимо избавляться или не афишировать;
- характеристики, необходимые для создания требуемого имиджа, но отсутствующие у человека: их необходимо нарабатывать.
Пятый этап:Выбор средств самопрезентации или самоутверждения личности. Здесь подбираются конкретные техники, направленные на достижение имиджевых целей.
Проведенный теоретический анализ проблемы самоутверждения позволяет сделать вывод о том, что, являясь первоначально врожденным стремлением, самоутверждение становится впоследствии как предпосылкой, так и результатом осознания человеком ценности своего бытия, своей личности, права быть самим собой, проявляясь, порой, в противопоставлении себя другим.
Именно этот факт повлиял на наше решение провести анкетирование студентов двух учреждений высшего образования: Гродненского государственного медицинского университета и университета имени Янки Купалы. Цель исследования — выяснить, какой тип самоутверждения характерен для современного студента. Для этого нами была использована методика «Исследования особенностей самоутверждения», разработанная Киреевой Е. А. и Дубовицкой Т. Д. [2, с. 118].
Представленная методика предполагает подразделение видов самоутверждения на три шкалы: конструктивное самоутверждение, деструктивное самоутверждение, отказ от самоутверждения. Конструктивное самоутверждение подразумевает под собой использование своих наилучших качеств, позитивного поведения, направленного на самореализацию. Деструктивное самоутверждение связано с действиями за счет других для достижения своих целей с выраженной враждебностью, стремлению подавлять других. Отказ от самоутверждения – это самоподавление, неуверенная стратегия реализации себя, наблюдающиеся при отсутствии ясных планов на будущее и потере смысла жизни.
Экспериментальную выборку составили 40 студентов, по 20 человек из Гродненского государственного медицинского университета и Университета имени Янки Купалы. В результате анкетирования по вышеуказанным шкалам были получены следующие данные.
По шкале «конструктивное самоутверждение» максимальное количество пунктов получили 67,6% опрошенных студентов ГрГУ имени Янки Купалы. Данный тип самоутверждения характерен для 72,2% респондентов из ГрГМУ. Согласно методике, таким студентам свойственны эмоциональная устойчивость, самостоятельность и компетентность в общении. Они проявляют к другим уважение, интерес, симпатию, принятие, а также ожидают положительного отношения к своей личности со стороны других людей. Уверены в себе, имеют хорошие навыки самоорганизации, обладают самопониманием и личностной зрелостью.
По шкале «деструктивное самоутверждение» максимальное количество баллов получено после анализа анкет 20,8% респондентов из ГрГУ имени Янки Купалы, а также 15,3% анкетируемых студентов-медиков. В общении такие испытуемые проявляют импульсивность, негативизм, агрессию, отрицание личностной ценности и значимости других людей. Им свойственны бестактность, эмоциональная несдержанность, неадекватный (завышенный и заниженный) уровень самоуважения, ожидание отрицательного отношения к себе со стороны других людей.
Вариант «отказ от самоутвержения» как наиболее характерный для своей личности, признали 11,6% респондентов из университета имени Янки Купалы и 12,5% будущих врачей. Для таких лиц характерны отказ от самореализации и саморазвития, низкий уровень достижений, самоуничижение, пассивно-безразличное поведение.
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что конструктивный тип самоутверждения является преобладающим в процессе презентации личности в обществе среди студентов обоих учреждений высшего образования. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональная устойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, личностная зрелость являются преобладающими личностными качествами большинства респондентов.
Таким образом, феномен самоутверждения является внутренней побудительной силой личности, предстает как самостоятельная потребность, составляет мотивационную сторону жизнедеятельности человека и рассматривается как форма поведения и одна из формообразующих сторон имиджа, результатом которой является снятие напряжения, возникновение чувства удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки.
Найти себя и свой имидж не просто. Легче самоутвердиться за счет кого-то, чем работать над собой и самореализовываться, но это заведомо проигрышный путь, который создает лишь иллюзию достижения успеха.
Список литературы
-
Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники./ А.Ю. Панасюк — М., 2007.
-
Киреева Е. А, Дубовицкая Т. Д. Методика исследования особенностей самоутверждения / Экспериментальная психология, 2011, том 4, № 2, с. 115–124
-
Федоркина, А.П. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа. / А.П.Федоркина, Р.Ф.Ромашкина — М.: Просвещение, 2005.
-
Жеребненко, О.А. Экспериментальное исследование психологических особенностей имиджа студентов вуза. Субъект образования как самоорганизующаяся система. Текст /О.А.Жеребненко //Сборник научных трудов// сотрудников кафедры социальной психологии. Под ред. Н.В. Поддубного, В. В. Гребневой. — Белгород: «Политерра», 2005. — С.251-267.