Нарицина Д.Д. ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в социально-культурной жизни нашей страны. Эти изменения не могли не затронуть систему образования Республики Беларусь. В изменившихся условиях педагог вынужден был перейти на качественно новый уровень своей профессиональной деятельности. Усложнение задач образования придает особую значимость изучению роли имиджа как одного из профессионально важных качеств современного педагога. Понятие «имидж» играет важную роль в системе образования, так как накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия младшими школьниками образа учителя.
Современный учитель начальных классов должен сочетать в себе прежде всего черты воспитателя, а затем учителя. Главная задача педагога начальных классов – научить ребенка учиться, вызвать у него интерес к различным предметам и, вообще, к происходящим явлениям в окружающем мире. Поэтому, чтобы обратить на себя внимание ребенка, учитель должен иметь соответствующий имидж.
Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Это сложная система, в которой все его части взаимосвязаны и нераздельны. Также имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [1].
Следует отметить, что имидж какого-либо объекта – это нестереотипный образ, который может иметь или не иметь стереотипную оценку, образ, который может иметь рациональный или эмоциональный характер, возникший в психике человека – в сфере его сознания или подсознания в результате прямого восприятия тех или иных характеристик данного объекта либо косвенного на основе восприятия уже оцененного кем-то образа на основе восприятия оценки этого образа, сформированного в психике других людей [2].
Существует отдельная наука, которая занимается изучением имиджа – имиджелогия. Она занимается не только построением имиджа практически, но и пытается выделить его определенные аспекты.
Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры. У её истоков стояли такие творческие гиганты, как М.С. Щепкин, К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Попов, М.И. Кнебель. Ф.И. Шаляпину принадлежат слова, выражающие суть имиджелогии: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре».
По специфике профессиональной деятельности выделяются такие виды имиджелогии, как предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, право-силовых структур, дипломатическая и др.
Педагогическая имиджелогия – новая ветвь, работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавателей и учителей.
Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
В общепринятом представлении имидж учителя – это экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании [3]. Опираясь на вышесказанное, имидж учителя представляет собой символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса [4].
Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека  также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу. Имидж – это инструмент общения с массовым сознанием.
Имидж — образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.
Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».
Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Согласно первому принципу, мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой имиджформирующей информации. В обобщенном виде его можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вашим именем [4].
Второй принцип заключается в следующем: формируя свой имидж, следует в большой степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному [5].
Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны соотноситься с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.
Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др. В социологии, и, прежде всего, социологии управления имидж может рассматриваться в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта.
Имея соответствующий имидж, учитель начальных классов должен иметь глубокие профессиональные знания, хорошие организаторские способности; также педагог должен постоянно совершенствоваться как личность, он должен быть внимательным к ученикам, коммуникабельным, пунктуальным, аккуратным, информированным, уверенным в себе, терпимым, независимым, дисциплинированным.
Учитель начальных классов, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель начальных классов должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:
  • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь
  • ему;
  • проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство
  • собственного достоинства;
  • признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на
  • проблему с его позиций, его глазами;
  • учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности
  • ребенка [6].
Следует также отметить, что имидж учителя начальных классов имеет важное значение не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Так, например, Министерство народного образования Узбекистана провело видеоконференцию, посвященную актуальным аспектам развития начального образования с участием представителей всех регионов страны. Среди прочих вопросов был обсужден имидж современного учителя начальных классов. В примерном портрете рассматривались такие аспекты как мимика, жестикуляция, ораторское искусство, стиль одежды, навыки общения и личные профессиональные качества. По результатам конференции были сделаны следующие выводы. Во-первых, учителям рекомендовано носить строгий классический костюм, не злоупотреблять бижутерией и аксессуарами. Во-вторых, профессионализм учителя начальных классов заключается в умении всегда терпеливо выслушать учащегося и помочь разобраться в решении сложных задач. При этом учитель независимо от ситуации должен быть всегда вежливым и отзывчивым.
Современный учитель начальных классов – хороший оратор и психолог, который раскрывает таланты учащихся и учит жить в огромном мире знаний и информации [7].
Имидж учителя — своеобразный инструмент, помогающий ему выстраивать отношения с окружающими: учениками, родителями, коллегами.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке.
Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
-  высокая самооценка и уверенность в себе;
- вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
- социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”);
- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж [8].
В заключение хочется сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д.
Секрет успеха профессионального имиджа учителя напрямую будет зависеть от того, насколько педагогу удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Список литературы

  1. Калюжный, А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя / А.А. Калюжный // Журнал прикладной психологии. — № 6. – 2005. – С. 45-48.
  2.  Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
  3. Квиллиам, С. Тайный язык жеста и взгляда / С. Квиллиам. — М.: Ниола — Пресс, 1998.
  4. Макаренко А.С. Из опыта работы / А.С. Макаренко // Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.
  5. Одоевский, В.Ф. Избр. пед. соч. / В.Ф. Одоевский. — М.: АПН РСФСР, 1955.
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. — М.: Педагогика, 1972.
  7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — http://www.12news.uz/news/2013/12/20/представлен-оптимальный-имидж-учите/-Дата доступа: 02.03.2014.
  8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: -  http://www.ut.uz/obrazovanie/predstavlen-optimalyniy-imidzh-uchitelya-nachalynih-klassov-Дата доступа: 02.03.2014.
Запись опубликована в рубрике Имидж современного ученика (студента, учителя). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий